Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Снижение международного статуса Америки

Как же так случилось, что в своем отношении к Америке мир пошел вспять?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Еще десять лет назад бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт уверенно заявляла, что Соединенные Штаты - единственное 'незаменимое государство мира', подразумевая под этим, что участие США необходимо для решения всех наиболее важных проблем мирового сообщества. Сегодня ткань ее логики выглядит довольно поношенной

Еще десять лет назад бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright) уверенно заявляла, что Соединенные Штаты - единственное 'незаменимое государство мира', подразумевая под этим, что участие США необходимо для решения всех наиболее важных проблем мирового сообщества. Сегодня ткань ее логики выглядит довольно поношенной.

Как же так случилось, что в своем отношении к Америке мир пошел вспять, особенно если вспомнить, как все ее поддерживали после 11 сентября? Основной причиной стало быстрое свержение похвалявшегося своей силой 'Талибана' в Афганистане, всемерно поддержанное американской общественностью и проведенное силами действительно многосторонней коалиции. Оно подогрело гордыню бушевского правительства и заставило его поверить в то, что внутриамериканские и международные коалиции, поддержавшие войну в Афганистане, с той же решимостью поддержат преобразование всего Ближнего Востока с помощью американской военной силы. Все мы помним самоуверенные прогнозы о том, что вторжение в Ирак так или иначе приведет в к тому, что арабский мир изменится - коррумпированные стагнирующие режимы уступят место у кормила власти демократическим движениям, разделяющим американские стратегические приоритеты.

Что ж, 'новый Ближний Восток' Соединенные Штаты действительно получили - правда, немного не такой, какой обещали. Они добивались проведения выборов, не утруждая себя долгосрочными вложениями в трудный процесс строительства общественных институтов - и в результате к власти в Ираке и на палестинских территориях пришли не ближневосточные демократы-джефферсоны, а исламистские партии, цели которых совершенно не совпадают в интересами Америки. Нынешний Ирак, постепенно сползая к полномасштабной гражданской войне шиитов против суннитов, действительно влияет на Ближний Восток - но он лишь способствует его радикализации и межконфессиональной розни.

В то же время, израильская война в Ливане не только усилила влияние 'Хезболлы', но и наглядно продемонстрировала всему региону, что партизаны, вооруженные всего лишь религиозной решимостью и тактической смекалкой, могут вполне успешно противостоять одной из самых крупных военных машин мира. А где-то на горизонте уже маячит Иран, все укрепляющий сферу своего влияния вокруг Персидского залива и совершенно безнаказанно отказывается выполнять требование международного сообщества о свертывании своей ядерной программы.

Американское вторжение в Ирак и последовавшая за ним оккупация заставили многих задаться серьезными вопросами о том, все ли Америка делает правильно, а предшествовавшая вторжению кампания раздутых угроз и искаженных разведданных - можно ли считать ее 'силой добра'. Уход из власти главных конструкторов политики всех последних лет с их заменой более выдержанными и опытными личностями уже никого не удовлетворяют. Добрая воля и доверие, с которыми народы мира долгое время смотрели на Америку, пропали без следа. Сегодня суть стратегии не только таких стран, как Россия и Китай, но временами и некоторых основных европейских государств заключается в том, чтобы сдерживать и всячески замедлять продвижение Америки к переустройству миропорядка, а не способствовать ему или хотя бы поддерживать его.

Белому дому досталось за Ирак и внутри самой Америки. Получив от избирателей выговор на избирательных участках, правительство Буша постепенно начинает осознавать, что внутри американской политической элиты далеко не все стремятся к поиску новых приключений за границей - особенно если из-за этих приключений до небес взлетают цены на энергоносители. На то, чтобы провести хотя бы самые ограниченные военные действия против Пхеньяна или Тегерана, вторгнуться в Дарфур, предпринять какие-то новые серьезные действия по продвижению мирного процесса на Ближнем Востоке или по решению других накопившихся проблем, у правительства сегодня нет достаточного кредита доверия - ни в Конгрессе, ни в обществе.

В самые тяжелые годы войны во Вьетнаме, Ричард Никсон (Richard Nixon), которого тогда тоже обложили со всех сторон, назвал Америку 'жалким и беспомощным гигантом'. Вот и сегодня американское общество, уставшее и желающее как можно скорее избавиться от бремени Ирака, ищет в древнем изоляционизме иллюзорного отдохновения и инстинктивно шарахается от любых действий за границей, могущих кончиться такой же ловушкой. Поэтому если кто-нибудь в Европе и Азии еще ждет, что часть их бремени возьмет на свои плечи Вашингтон, то в предстоящие два года им лучше поискать других единомышленников.

Николас Гвоздев - главный редактор журнала National Interest.

Рэй Тэйки - старший научный сотрудник Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations), автор книги 'Спрятанный Иран: парадокс и мощь Исламской Республики' ("Hidden Iran: Paradox and Power in the Islamic Republic").

______________________________________________________

Миф об американской сверхдержаве ("Les Echos", Франция)

Мир вступает в опасную эпоху американского бессилия ("Le Figaro", Франция)