Пресса как всегда единодушна: в том, что бывший офицер КГБ Александр Литвиненко опасно заболел, отведав суси в ресторанчике Itsu на Пикадилли, виноват, естественно, Владимир Путин. Первые полосы многих западных газет запестрели фотографиями больного, прикованного к постели, облысевшего в результате лечения. Слегка различаясь в формулировках, все издания указывают пальцем на Москву. Дело расследует Скотланд-Ярд. Надо думать, люди в синих мундирах и авторы передовиц пришли к одному и тому же выводу: хитрый русский президент надел свое дзюдоистское кимоно и пробрался в ресторан, назвавшись новым помощником повара, - так у него появилась возможность подсыпать яд г-ну Литвиненко в васаби.
Тот факт, что 'страшилки', отдающие средневековыми суевериями, воспринимаются сегодня как серьезные версии, свидетельствует о живучести атавистических инстинктов в современном мире. Возможен и другой вариант - мы стали настолько инфантильны, что истории, которые сочли бы чересчур нелепыми даже сценаристы самого бездарного джеймсбондовского фильма, воспринимаются как вполне правдоподобное истолкование событий. Так или иначе, в Средние века страх перед ядом часто разрастался до коллективной паранойи, причем вину обычно возлагали на евреев. Французский поэт Гильом де Машо (Guillaume de Machaut), живший в 14 веке, рассказал такую историю о 'заговоре отравителей' в своей балладе 'Суд короля Наварры': слухи о преднамеренном отравлении колодцев обернулись массовой вспышкой истерии и погромами.
Если верить нашим СМИ, 'отравление' г-на Литвиненко - уже третий раз, когда г-н Путин и его друзья прибегают к методам убийства, достойным семьи Борджиа. Наибольшую известность получило предполагаемое покушение на нынешнего президента Украины Виктора Ющенко: все знают, во что превратилось его лицо после того, как он, в свою очередь, попробовал суси в компании шефов спецслужб. Был и другой, не столь нашумевший случай: в 2005 г. Анна Политковская, погибшая недавно российская журналистка, яростно критиковавшая Путина, заявила, что ее отравили в самолете, когда она летела в Чечню. Большинство разумных людей не заподозрили бы заговор, если бы им стало дурно от еды, которую подают на рейсах 'Аэрофлота' или в дешевых японских забегаловках, но западных журналистов к разумным людям отнести нельзя: они проглотили всех этих 'уток' целиком, даже не попытавшись разжевать.
В противном случае они бы поняли, что у этих 'покушений' есть общая черта. Анна Политковская осталась жива и рассказала о случившемся - она была убита позднее, менее экзотическим способом: тремя выстрелами в голову. Что же касается г-на Ющенко, то он и сегодня остается президентом Украины: рейтинг его популярности сейчас составляет менее 9% (что, вероятно, связано с невыносимым занудством и общей бесцветностью главы государства), но зато со здоровьем у него вроде бы все в порядке - хотя врачи австрийской клиники, поставившей диагноз об отравлении, и заявляли, что содержание диоксина в крови пациента 'в тысячу раз превышает дозу, которую может вынести человеческий организм'. Сегодня, через два года после украинской 'оранжевой революции', никто так и не предстал перед судом за предполагаемое покушение на нынешнего президента, да и само это дело, по сути, втихую прекращено. Однако ни один западный журналист этого, похоже, не заметил, и сказочки об отравителях, подобно диоксину, по-прежнему гуляют по кровеносной системе общественного мнения - выводить их оттуда, судя по всему, никто не собирается.
Поэтому не стоит удивляться, что почти никто не комментирует один любопытный факт: утверждения об отравлении Литвиненко исходят от того же токсиколога, который в свое время первым предположил, что в случае с Виктором Ющенко имела место преднамеренная попытка убийства. Да-да, на авансцене снова оказался профессор Джон Генри (John Henry) из Имперского колледжа, действующего на базе больницы Святой Марии. Несомненно, мы имеем дело с человеком недюжинного таланта. В 2004 г. почтенный профессор, ни разу не встретившись с г-ном Ющенко - не говоря уже об обследовании - ухитрился на расстоянии в тысячу миль не только поставить диагноз, но и определить, что виновных надо искать в Москве. В общем, Генри - врач и следователь в одном лице, а по совместительству еще и специалист по теориям заговоров и политическим вопросам. Сегодня профессор задействовал свои выдающиеся способности, чтобы докопаться до глубин в деле о токсичной рыбе г-на Литвиненко.
А вот еще один факт, который остается без внимания: в качестве эксперта в историях с Ющенко и Литвиненко привлекается один и тот же перебежчик из КГБ - Олег Гордиевский. В 2004 г. он, с театрально преувеличенным русским акцентом, растолковывал западным телезрителям, что диоксин легко растворяется в сметане, а именно со сметаной положено есть украинский борщ. Все просто как дважды два - дело можно закрывать! Будем снисходительны к бедному старине Гордиевскому: он так давно не бывал на родине, что просто не знает - представители постсоветской элиты сегодня не замечены в пристрастиях к простым крестьянским блюдам. Они предпочитают рестораны с 'миксом' из японской и мексиканской кухни. В 2006 г. он поет ту же песню. Отравление Литвиненко он прокомментировал однозначно: 'Такое мог сделать только КГБ'.
Опять же проявим снисходительность: следует признать, что Гордиевский еще находился в Москве, когда один из самых известных серийных убийц в британской истории - Грэхэм Янг (Graham Young), отравил десятки людей (трое из них скончались) таллием, подсыпанным в чай. Необходимые ингредиенты 'чайный убийца', как его называли, покупал. . . в ближайшей аптеке. Невольно возникает вопрос: что же кроется за хитросплетением интриг времен 'холодной войны' если столь явного шарлатана, каким был (и остается) Гордиевский, воспринимают всерьез?
Прискорбно и другое - почти никто не пытается установить, нет ли за этими фантастическим утверждениями каких-то скрытых мотивов. Г-н Литвиненко принадлежит к ближайшему окружению Платона Еленина, известного также под именем Бориса Березовского - архиолиграха, планирующего из своих весьма комфортабельных 'убежищ' в Мэйфере и Суррее свержение президента Путина. Эти двое настолько дружны, что г-н Березовский даже посетил Литвиненко в больнице. Напомним, что еще 26 января 2006 г. Березовский заявил в интервью агентству France Presse: 'Сегодня оправданы любые насильственные действия со стороны оппозиции, в том числе силовой захват власти, и именно над этим я сейчас и работаю'. Он добавил, что подобную смену режима в России должно осуществить не народное движение - она станет результатом целенаправленных действий профессиональных революционеров: 'Большинство, толпа меня никогда не интересовали. Они неизменно консервативны. Перемены осуществит активное меньшинство, как это произошло на Украине'.
В свое время Ленин - интересно, что г-н Березовский взял себе похожий псевдоним, чтобы получить политическое убежище в Британии - планировал свержение царского режима из эмиграции в Швейцарии: именно оттуда правительство Германской империи, стремясь раздуть в России революционное брожение, доставило его в запломбированном вагоне ('как бациллу в пробирке', по выражению Черчилля) на Финляндский вокзал в Петербурге. Сегодня Лондон тоже кишит российскими политэмигрантами, не скрывающими, что их цель - снова поставить Россию на колени, вернуть ее в ельцинскую эпоху, когда они без помех набивали карманы. Будучи профессиональными революционерами, они знают, что первый шаг к смене режима - это полная дискредитация действующей власти. Теоретики революции давно уже признали основополагающее значение психологической войны: враг должен заколебаться под неумолимым пропагандистским огнем - а в идеале, и утратить веру в правоту своего дела. Как отмечал еще в 19 веке французский историк Альбер Матьез (Albert Mathiez), 'революции сначала происходят в умах, а потом уже в реальности'.
______________________________________________
Джон Лафлэнд: Украинский апельсин ("Sanders Research Associates", Великобритания)
Джон Лафлэнд: Взять под контроль российскую нефть ("Sanders Research Associates", Великобритания)