Обращали ли вы внимание на то, что жители Нью-Йорка не опасаются срыва поставок газа из-за потенциального политического или экономического спора с Техасом? Но представьте себе сценарий, при котором правительство Техаса владеет всеми запасами природного газа штата, равно как трубопроводами, идущими в другие штаты, а губернатор Техаса решил игнорировать подписанные контракты, чтобы заставить нью-йоркцев платить больше за газ, потому что они полностью зависят от техасской монополии.
К счастью, в США такой сценарий не имеет шансов на осуществление: в Техасе множество частных поставщиков газа, а трубопроводы, по которым газ идет в Нью-Йорк, принадлежат частным компаниям и отделены от производителей газа. И, что важнее всего, суд штата и федеральный суд следят за выполнением закона и защищают своей властью подписанные контракты.
Но теперь другой вопрос: хотели бы вы, чтобы значительную и критически важную часть вашего газа контролировал государственный производитель-монополист, который, кроме того, управляет трубопроводами и порой игнорирует или нарушает условия существующих контрактов? Если вы благоразумны, то, вероятно, ответите: 'Ни в коем случае!'
К сожалению для европейцев, ряд их правительств укрепляет связи с Россией Владимира Путина, что, по сути, сделает их заложниками русского медведя. На Россию уже приходится 26 процентов европейского импорта газа, в том числе, 44 процента импорта газа Германией, 60 процентов - Польшей, 63 процента - Австрией и 100 процентов - Финляндией. В настоящее время Россия строит новый газопровод по дну Финского залива и далее через Балтийское море напрямую в Германию, в обход существующих газопроводов, которые проходят через Украину, Беларусь и Польшу. Поскольку европейские запасы газа истощаются, Европа будет во все большей степени зависеть от России.
Если бы Россия была по-настоящему свободной демократией с рыночной экономикой и властью закона, а за европейских потребителей боролись многочисленные российские частные производители, то причин для беспокойства почти бы не было. Американцев не волнует то, что они зависят от Канады, на которую приходится значительная часть их импорта нефти, поскольку ее поставляют, главную образом, частные компании, а в демократической Канаде соблюдается верховенство закона.
Однако Россия - совершенно другое дело. Президент Путин отказался ратифицировать договор, по которому Россия должна открыть свои газопроводы третьим странам и покончить с монополией государственного концерна 'Газпром'. Польша и Литва - единственные европейские страны, требующие подписания Россией соглашения (принять которое она обязалась в 1994 г.) в качестве условия расширения торговых связей между Европой и Россией. Вероятно, поляков и литовцев заставят отказаться от их требований более крупные европейские соседи, которые склонны думать о краткосрочной выгоде, а не о долгосрочных последствиях.
Россия уже доказала, что она ненадежный поставщик энергоносителей, несмотря на утверждения об обратном. Прошлой зимой Россия прекратила поставки газа Украине, а Украина ответила на это откачкой газа, предназначенного для Европейского Союза.
Вопреки надеждам Запада на то, что Россия продолжит свою трансформацию в свободную демократию с рыночной экономикой и верховенством закона, любой объективный наблюдатель может отметить дрейф в обратную сторону.
Критики режима Путина по-прежнему имеют жуткую возможность быть отправленными на тот свет. Как сообщает лондонская Times, 'британские разведывательные ведомства заявили, что отравление российского диссидента Александра Литвиненко несет на себе следы убийства по заказу государства'. Этот вывод кажется убедительным - частично потому, что типичный киллер не отравляет своих жертв радиоактивным полонием-210.
Были убиты многие российские журналисты, бывшие критиками Путина, такие, как Анна Политковская и редактор российского издания Forbes Пол Хлебников, и их убийства до сих пор не раскрыты.
При Путине число выборных должностей систематически сокращается, и Россия медленно движется в сторону почти однопартийного государства (на этот раз без коммунистической идеологии). В ключевых секторах экономики - таких, как нефтегазовый - по сути происходит ренационализация. Многие иностранные компании обнаруживают, что контракты, которые они считали обязывающими, открыты для 'пересмотра'.
На прошлой неделе было объявлено, что 'Газпром' покупает 'Комсомольскую правду', самую популярную газету России. Над большинством электронных и печатных СМИ администрация Путина установила контроль государственных компаний или бизнесменов, зависимых от Кремля.
Путин умен. Он понимает, что европейские лидеры слабы, и одной лишь потенциальной угрозы прекратить поставки газа будет достаточно для того, чтобы они выполнили многие его требования. У него есть и помощники на Западе, стремящиеся оправдать его поведение и ведущих себя почти как Уолтер Дюранти (Walter Duranty), который в 1930-е годы был пропагандистом сталинизма.
Проницательный британец отметил, что 'Блэр хотел бы, чтобы дело о расследовании убийства Литвиненко просто исчезло, потому что теперь, когда Тони объявил об уходе, ему нужна работа, а Путин может в этом помочь'. В конце концов, Путин (посредством 'Газпрома') взял на работу бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера за несколько миллионов долларов.
Ричард Ран был экономическим советником российского правительства в начале 1990-х годов. В настоящее время он является генеральным директором Центра глобального экономического роста (проект фонда FreedomWorks).
__________________________________________________________
Цепь зловещих тайн ("The Washington Times", США)
А что если шпионы играют против Путина? ("La Stampa", Италия)