Письмо из Москвы: никто не знает наверняка, но всем кажется, что волна убийств, всколыхнувшая в последние месяцы российскую политику - это постепенное начало борьбы за кресло президента.
В четверг Россия узнала, что в пятницу в Дублине отравился бывший премьер-министр Егор Гайдар, главный организатор 'шоковой терапии' 90-х годов. Ирландским врачам удалось спасти Гайдара от, как он сейчас говорит, 'угрозы жизни'. Судя по имеющимся сообщениям, установлено, что носовое кровотечение и бурная рвота были вызваны не обычным пищевым отравлением. Однозначного ответа о причинах отравления медики дать пока не могут и ожидают результатов судебной экспертизы. Гайдару звонил даже президент Владимир Путин - справиться о здоровье.
Совсем недавно были убиты бывший агент КГБ Александр Литвиненко в Лондоне и журналистка Анна Политковская в Москве. На этом фоне то, что случилось с Гайдаром, заставляет предположить, что российская политическая жизнь снова перечитывает свои темные страницы. Ведь все нынешние события происходят по мере того, как набирает обороты жестокая борьба за место преемника Путина, второй (и по конституции - последний) президентский срок которого истекает через 17 месяцев.
По идее, российская избирательная система уже превращена в фарс - независимые кандидаты выдвигаться не могут, кандидатов на места в Думе имеют право представлять только партии, а все партии, которые еще не задушены окончательно, находятся под жестким контролем Кремля. Кремль также - что уже неудивительно - добился отмены минимального порога явки, при котором выборы признаются состоявшимися. Таким образом тем, кто хотел бы саботировать выборы, просто не пойдя на них, лишают права протеста против 'избирательной режиссуры'. Вроде бы все под контролем, но тем не менее до сих пор не разрешена самая большая тайна: кто будет преемником Путина, на кого он укажет, как Ельцин указал на него самого в 1999 году?
В Кремле есть весьма влиятельная фракция, которая хочет, чтобы Хозяин остался у власти; ее представители утверждают, что он нужен стране. Понятно, что реально их беспокоит совсем не это: они боятся, что любой, кого они приведут на трон, сделает то же самое, что в свое время сделал Путин - возьмет в свои руки не только официальную, но и реальную власть. Хотя Путин выполнил обещание, которое, как все считают, дал Ельцину - не трогать его семью, - средства к существованию потеряли многие приближенные Ельцина, и сегодня кремлевские серые кардиналы не хотят, чтобы то же самое случилось и с ними.
Путин неоднократно говорил о своем уважении к конституции, которая требует, чтобы он ушел со своего поста. Однако для того, чтобы изменить положение, ограничивающее пребывание одного человека на посту президента двумя сроками, достаточно всего двух третей голосов практически подконтрольной Думы, двух третей голосов практически подконтрольной верхней палаты - Совета Федерации - и примерно двух третей голосов губернаторов регионов, которые все назначены тем же Кремлем. Такие поправки к Конституции Путин тоже, по идее, должен уважать. А когда и в стране, и за рубежом умирают известные граждане России, в ход сразу же идет выдуманный аргумент о том, что где-то за границей засел враг, который смотрит на Россию голодными глазами, и отразить его нападения может только бдительный Путин, а без него - никак.
Связь между отравлением Гайдара и убийствами журналистки Анны Политковской и Литвиненко видит, например, Анатолий Чубайс - в 90-е годы он, как и Гайдар, был реформатором, а сегодня возглавляет российскую электрическую монополию.
- Этот смертельный треугольник - Политковская, Литвиненко и Гайдар - был бы весьма желателен для некоторых лиц, стремящихся к неконституционной и силовой смене власти в России, - сказал Чубайс.
Чубайс, однако, сразу оговорился, что никаких причин подозревать участие в этом деле государства не видит, поэтому российская пресса истолковала его заявление как намек на олигарха Бориса Березовского, некогда одного из ближайших союзников Путина, а сегодня лондонского политического беженца. В организации убийств Политковской и Литвиненко нынешние путинские единомышленники обвиняют именно Березовского, который якобы имеет целью очернить и ослабить Путина. Здесь можно сразу вспомнить Сталина, вовсю использовавшего фигуру своего злейшего врага Троцкого, бежавшего за границу. Даже когда Троцкого убили сталинские агенты, его все продолжали обвинять в разнообразных политических преступлениях, многие из которых на самом деле совершил как раз Сталин со своими подручными.
Каковы бы ни были мотивы тех, кто стоит на нынешними убийствами, последствия могут вполне оказаться гораздо более тяжелыми, чем они рассчитывали. Например, бывший генерал КГБ Алексей Кондауров, ныне депутат Думы от оппозиции, считает, что 'дело Литвиненко - это прецедент ядерного терроризма'.
- Если это дело не будет раскрыто, отныне террористы всех мастей будут думать, что это может сойти им с рук.
Также он полагает, что если Путин откажется от содействия в раскрытии этого преступления, насилие окончательно утвердится в качестве инструмента политической борьбы.
- Тогда и государство, и группировки внутри государства, и силы оппозиции будут прибегать к убийству каждый раз, когда им этого захочется. Страна разлетится вдребезги.
Сейчас, когда после убийств Политковской и Литвиненко отравился еще и Гайдар, эти жуткие ожидания начинают выглядеть уже реалистичнее. По мере приближения очередного раунда выборов политическая атмосфера в Москве становится все более напряженной. Пока в стране не решен вопрос политической преемственности, мало кто надеется, что нынешняя череда странных и страшных событий прекратится.
__________________________________________________________
А что если шпионы играют против Путина? ("La Stampa", Италия)
Россия - враг ("The Wall Street Journal", США)
Единственный способ борьбы с путинской угрозой ("The Times", Великобритания)
В путинской России празднуют победу коррупция, насилие и порок ("The Guardian", Великобритания)