В столице Латвии Риге прошел саммит стран-членов НАТО. Впервые лидеры стран Североатлантического альянса собрались на территории бывшей советской республики. Расширение и реформирование НАТО - главные вопросы, обсуждавшиеся на саммите. Каковы шансы вступить в НАТО или присоединиться к этой организации на очередном саммите в 2008 году для Украины и Грузии? Существует ли кризис в отношениях между Альянсом и Россией? Об этом генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер рассказывает в интервью службе Би-би-си.
- Еще год назад многие ожидали, что рижский саммит сделает серьезный шаг навстречу Албании, Македонии, Хорватии, а также Украине и Грузии, возможно, предложив им индивидуальные планы членства. Теперь этого не произойдет. У вас нет чувства разочарования?
- Нет, я не разочарован, поскольку я считаю, что НАТО действовала последовательно в преддверии саммита в Риге. Как вам известно, дискуссия, которая имела место в преддверии саммита, касалась трансформации НАТО. Определенно можно сказать, что западно-балканские страны, которые вы упомянули, увидят позитивный сигнал, подтверждение тому, что двери НАТО открыты для них. Также в итоговых документах саммита будут упомянуты Грузия и Украина, страны, которые ведут с НАТО так называемый интенсивный диалог. Однако рижский саммит НАТО изначально не планировался как саммит, на котором будет обсуждаться расширение блока. С самого начала было понятно, что речь пойдет не об этом.
- Ряд наблюдателей считает, что решение не предпринимать драматических шагов навстречу Украине и Грузии было принято из-за нежелания ряда ведущих членов Альянса портить отношения с Москвой. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Я не согласен с этими обозревателями, кем бы они ни являлись, поскольку считаю, что расширение НАТО всегда было вопросом выполнения некоторых условий, дискуссией о том, чего ожидают страны, желающие войти в состав организации или стать ее партнерами. И этот процесс всегда был достаточно автономным. В совете Россия - НАТО, который отпразднует в следующем году пятилетний юбилей, мы обсуждали, например, Грузию, и это было до того, как между Грузией и Россией вспыхнула ссора. Грузия сама определяет свое будущее, и Альянс следит за этим процессом. С Грузией, как и с Украиной, ведется все более активный диалог на эту тему. Весь процесс строится на выполнении условий, и я думаю, что обозреватели ошибаются, когда говорят о прямой связи между этим процессом и отношениями с Россией. С Россией же, как я говорил, в Москве на встречах с президентом Владимиром Путиным и министром обороны Сергеем Ивановым, мы очень тесно сотрудничаем.
- Вы упомянули, что следующий саммит НАТО пройдет через полтора года, весной 2008 года. Каковы шансы трех балканских стран, а также Украины и Грузии, получить индивидуальные планы или даже вступить в НАТО в 2008 году.
- Я бы ответил, что не знаю, и не потому, что пытаюсь уйти от ответа, а потому, что, действительно, не знаю. Этот вопрос мне неоднократно задавали страны, чьи интересы он затрагивает. И мой ответ всегда именно таков, потому что речь идет о выполнении определенных условий. У НАТО есть определенные критерии, свои рамки и показатели. И переход к более интенсивному диалогу - это одна из стадий. Я не могу сказать, что ждет нас в 2008 году, будет ли та или иная страна готова вступить в НАТО, поскольку если бы я заявил, что знаю, то нарушил бы главный принцип - принцип выполнения кандидатами необходимых условий.
- Многие утверждают, что тот факт, что в Грузии население более положительно относится к вступлению страны в НАТО, может стать преимуществом для Тбилиси, а тот, факт, что население Украины расколото, скорее, негативно отразится на шансах Украины. Так ли это? Какова роль общественного мнения во всем этом процессе?
- В конечном счете, решение принимает народ. Правительства могут задавать направление, подталкивать, но в любом демократическом обществе, при истинной демократии решение остается за людьми. Мы знаем, что если посмотреть на опросы общественного мнения на Украине, то, очевидно, тут есть проблемы. И прежде всего - это проблемы не НАТО, а Украины. Мы ведем интенсивный диалог, мы тесно сотрудничаем с Украиной, мы будем продолжать поддерживать Украину во всем, с какой бы просьбой она ни обратилась, и я буду и впредь объяснять украинцам, что такое НАТО, как объясняю это в России. Хотя я не продаю НАТО, НАТО - это не стиральный порошок, НАТО - это уникальная политическая и военная организация. Что же касается Грузии, то, действительно, там общественная поддержка членства в НАТО очень сильна. Решение о том, чтобы переходить к интенсивному диалогу по членству с Грузией, было принято недавно, в сентябре, в Нью-Йорке на встрече министров иностранных дел. Я считаю, что мы с Грузией должны полностью использовать возможности этого процесса, блок НАТО должен помочь Грузии провести необходимые реформы. При этом мы выступаем за территориальную целостность Грузии и мирное урегулирование конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. И, в конце концов, определять будущее Грузии будут ее жители. А что касается отношений НАТО с Россией, то я не думаю, что укрепление власти закона, стабильности, безопасности и демократии на границах России может нанести ей какой-либо вред.
- Вы упомянули предстоящее в 2007 году пятилетие совета Россия - НАТО. В Москве, тем не менее, существует мнение, что отношения России с НАТО находятся если не в кризисе, то в тупике. У вас есть такое же ощущение?
- Мы, определенно, не находимся в состоянии кризиса, и не в тупике. Я считаю, и я говорил об этом в Риге, что эти отношения требуют вложений. Если не инвестировать в компанию, если не вкладывать в нее, то, как мы все знаем, результат будет отличаться от наших ожиданий. И что же мы должны делать? Говоря мы, я имею в виду и НАТО, и Россию. Обе стороны должны вносить свой вклад в практическое сотрудничество, в политическое сотрудничество, и не уклоняться от обсуждения вопросов, по которым мы не сходимся. Например, в отношении Грузии, которая находится в ссоре с Россией, у меня есть что сказать обеим сторонам. Для России пришло время отказаться от тех мер, которые были применены по отношению к Грузии и грузинам. Грузия же могла бы постараться, чтобы тон диалога стал менее жестким. Возвращаясь к вопросу об отношениях России и НАТО, повторяю, свой вклад должны делать и Россия, и НАТО. Это отношения между двумя зрелыми субъектами. Россия является зрелой страной, НАТО - это зрелая организация. Россия - постоянный член Совета Безопасности ООН, так что сотрудничество с Россией важно для решения многих серьезных конфликтов в мире. В том числе нерешенных вопросов: Северной Кореи, Ирана, Ближнего Востока, Косово.
- Многие на саммите говорят о необходимости политики энергетической безопасности внутри НАТО. Но и в Москве это могут интерпретировать как попытку, условно говоря, надавить на Россию, используя энергетику как один из рычагов политического давления.
- Определенно нет. Нет, потому что когда я говорю о необходимости новой политики энергетической безопасности в связи с НАТО, я имею в виду, что НАТО должна оценивать ситуацию гораздо шире. И вы никогда не услышите, чтобы я напрямую привязывал Россию, или политику России, говоря об энергетической безопасности. НАТО - это не Европейский Союз. НАТО - это не энергетическое агентство, НАТО - это политическая, военная организация, в чью стратегическую концепцию входит и свободный поток энергоресурсов. И если в итоговых документах рижского саммита вы увидите слова об энергетической безопасности, это не связано с отношениями Россия - НАТО. Это будет касаться понимания сущности НАТО в широком смысле. И раз уж мы заговорили о более широком значении НАТО, позвольте мне повторить пример, который я уже как-то приводил. Я могу себе представить, что НАТО и союзники, в том числе Россия, принимают или принимали участие в средиземноморских военных учениях наряду с военными кораблями НАТО. Могу допустить, что НАТО и партнеры могут охранять морские пути, по которым транспортируются нефть или газ.
N210, п'ятниця, 1 грудня 2006
___________________________________________________
Нам стоит распустить НАТО ("La Vanguardia", Испания)
'НАТО переживает кризис среднего возраста!' ("Час", Латвия)