Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Страх чекистов перед заговором

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Ельцина российский народ верил поначалу больше, чем в Горбачева. Он был своим: он пил и никогда не стеснялся в выражениях. Но это было просто обманом чувств: мы приняли физического богатыря за политического. Ельцин делал все, чтобы дать народу демократию, но затем отступил от нее. Шоковая терапия экономическими реформами, в ходе которой население потеряло свои сбережения и смысл которой людям никто не потрудился объяснить, переполнила чашу терпения народа

Кризис в России (часть II): Сильной стороной Владимира Путина является его способность анализировать. Но она же является и его слабостью.

В Ельцина российский народ верил поначалу больше, чем в Горбачева. Он был своим: он пил и никогда не стеснялся в выражениях. Но это было просто обманом чувств: мы приняли физического богатыря за политического. Ельцин делал все, чтобы дать народу демократию, но затем отступил от нее. Шоковая терапия экономическими реформами, в ходе которой население потеряло свои сбережения и смысл которой людям никто не потрудился объяснить, переполнила чашу терпения народа.

Со знаменами в руках народ бросился к коммунистам или демагогам-националистам типа Жириновского. А горстке реформаторов не пришло в голову ничего лучшего, как объявить в своих кругах народ толпой идиотов. Разочарованные народом реформаторы предпочли заботиться о своем благосостоянии, в то время как Ельцин, оказавшись заложником чеченской войны, стал искать поддержки у олигархов и чекистов. Но нужно отдать ему должное: до конца своего президентства, он не тронул свободы СМИ.

Если сегодня бросить взгляд на дикие 90-е годы, можно увидеть, сколько возможностей было упущено. Чем больше проходит времени, тем явственнее становится благородство наивного Горбачева и политическая нерасторопность Ельцина. Народ бросился на поиск сильной руки, законности и порядка.

Когда Ельцин как политик оказался на смертном одре, он лично привел Путина к власти - как гаранта своей личной безопасности. Занятый защитой самого себя, он больше не думал о стране. В советские времена КГБ очень ловко распространил в мире миф о том, что советские агенты - лучшие сыны отечества. И в Путине народ увидел олицетворение этого мифа, своего спасителя.

После 7 лет правления Путина сегодня мне кажется, что его аналитические способности одновременно являются и его силой, и его слабостью. Сильная сторона Путина как аналитика состоит в том, что он готов рационально оценивать комплексные, противоречивые явления. С русским народом у него много общего: любовь к сильной власти, вера в сильную Россию, желание перенять от Запада все самое лучшее, при этом 'не продав' свою русскую душу.

Однако аналитика Путина, уходящая корнями в старую чекистскую школу, характерна тем, что заговор и провокация обнаруживаются там, где речь идет о защите ценностей и интересов, отличающихся от ценностей и интересов России - во всяком случае, как их понимает президент.

В конечном итоге, политика запретов, в традиции российского бюрократического консерватизма, возобладала над человеческим здравомыслием. Послушный парламент торопится по каждому поводу сказать 'нет': идет ли речь о свободных выборах губернаторов или о запрете казино. Свобода зачастую отождествляется с произволом или, по крайней мере, с инакомыслием. Высокие цены на нефть содействуют стабилизации экономики, но не содействуют ее эффективному развитию, как мы это наблюдаем в Китае, а теперь и в Индии.

Очень трудно представить, чтобы российские рабочие в трезвом виде и с большим энтузиазмом собирали компьютеры на какой-нибудь фабрике. Власть контролирует свой электорат только с виду, взывая к его патриотизму. За неимением общей национальной идеи она сконцентрировалась на самой себе, замкнулась на своих корыстных интересах и приобрела корпоративный характер. Страна сошла с демократического пути и движется по кругу.

А в этом кругу затаилось целое сборище ужасов: демографическая катастрофа, некачественное медицинское обеспечение, дедовщина (когда солдаты издеваются над новобранцами при молчаливом согласии офицеров), алкоголизм, наркомания, бедность в старости и ненависть к иностранцам.

Но есть и положительные моменты. Важнейшим достижением в путинской России является возникновение среднего класса. Об этом говорит строительный бум и массовые поездки за границу. Кто же, в конечном итоге, победит: средний класс, олицетворяющий модернизацию общества, или инерция архаичного мышления беднейших слоев населения, отличающихся параличом воли? Или победит истинная партия власти - коррумпированный бюрократический аппарат?

От этого зависит не только будущее России, но и само ее существование в будущем. И если будущее моей страны непредсказуемо, то уроки истории ясны: 20 лет назад Россия сделала правильный выбор. Но, к сожалению, на сложном пути к свободе она сама подставила себе подножку.

Перевод с русского: Беата Рауш (Beate Rausch)

_______________________________________________________

Не надо бояться нового царя ("Die Welt", Германия)

Бойтесь России! ("Financial Times Deutschland", Германия)