Похоже, премьер-министр Украины Виктор Янукович всерьез взялся за улучшение отношений с Россией. Накануне давно запланированного визита в США украинский премьер решил неожиданно посетить Москву. Это была его третья встреча с российским президентом Владимиром Путиным после избрания на должность главы правительства в августе этого года. Любопытно, что о поездке в Белокаменную было объявлено после скандала с подписанием директив по поездке Януковича в США. Глава правительства никак не хотел давать директивы на подпись Президенту, пока реальной не стала угроза переноса этого визита.
Неизвестно, с какими директивами поехал в Москву украинский премьер. Но, судя по его заявлениям, он, похоже, готов далеко пойти для того, чтобы добиться сближения с большим северным соседом. Складывается впечатление, что украинский премьер постепенно осваивает тот понятийный аппарат, который близок слуху Кремля. Янукович заверил президента РФ, что Украина будет участвовать в Едином экономическом пространстве, над созданием которого работали Россия, Казахстан, Беларусь и Украина. 'Унификация тарифов - первый шаг к Единому экономическому пространству', - сказал Янукович на встрече с Путиным, добавив, что считает необходимым решить этот вопрос. Эти слова так удивили российского президента, что тот переспросил: 'Я вас правильно понял - Украина думает об ЕЭП?' На что тот откровенно ответил: 'Конечно'.
Украинский премьер предложил также направлять через Украину российские грузы, которые пока идут в Европу через Прибалтику. 'Потоки, которые шли через Прибалтику, мы готовы направить через Украину, мы строим хорошие дороги, предлагаем построить дорогу Киев - Москва', - сказал В. Янукович. Он добавил, что вопросы транзита грузов и унификации тарифов 'очень серьезно волнуют' Украину.
По итогам нынешней встречи Путин заявил, что Москва и Киев выходят на окончательные договоренности по энергетике. Путин сообщил Януковичу, что к его визиту в Киев будет подготовлен ряд документов, которые готовятся к подписанию, находятся в завершающей стадии.
Позднее Янукович сообщил журналистам, что в ходе визита в Москву ему удалось достичь успеха в вопросе российско-украинского энергетического сотрудничества. 'Мы получили позитивный сигнал по увеличению объемов прокачки нефти в Украину на этот и на следующий год', - сказал украинский премьер. По его словам, это позволит увеличить объемы переработки нефти на украинских нефтеперерабатывающих заводах.
Одновременно премьер-министр Украины отметил, что в российско-украинских отношениях еще сохраняется ряд нерешенных вопросов, которые желательно завершить и подготовить соглашение к подписанию. Среди этих вопросов премьер назвал вопросы о реадмиссии, об упрощении системы оформления гражданства, социальные проблемы, в том числе пенсионные, а также вопросы ограничений в торговле. 'Для нас стало очевидным, что до конца года нам необходимо принять решения по целому спектру товарных групп', - сказал украинский премьер. Он отметил, что речь идет о мясо молочной продукции, карамели. Среди 'новых вопросов' Янукович назвал поставку труб большого диаметра.
Комментарии
Андрей ЗАГОРСКИЙ, профессор Московского государственного института международных отношений:
- Тема Единого экономического пространства ставится Москвой, и в октябре Фрадков вновь пригласил Украину присоединиться к этому процессу. Заинтересованность Януковича ЕЭП при встрече с Путиным следует, очевидно, рассматривать как жест, который украинский премьер пытается сделать в адрес Москвы. Перспектива ЕЭП довольно слабая, поэтому речь о сдаче позиций Киевом речи идти не может. В любом случае, единого экономического пространства нет до сих пор, как и нет зоны свободной торговли, ни, тем более, таможенного союза. Более того, весь этот процесс сокращается сегодня до пакета соглашений, который вырабатывают вдвоем Россия и Казахстан. Я не знаю, видит ли он слабые места или иллюзии, которые здесь возникают, но, естественно, он пытается говорить с Москвой ее языком с тем, чтобы, по крайней мере, там, где это можно, уменьшить издержки. Украина действительно на следующий год получит цены на газ меньшие, чем Грузия и все страны Южного Кавказа. Но это не столько сдача Украиной кого-то или чего-то, сколько игра на этом пространстве с использованием тех понятий, которые нравятся Москве. Тема по унификации тарифов возникла несколько месяцев назад. Понятен интерес Украины для привлечения инвестиций для развития транспортной инфраструктуры. Это вещь полезная и хорошая. Что касается унификации тарифов, то следует сказать, что без полной программы реализации единого экономического пространства Россия не пойдет на унификацию тарифов. А унификация тарифов означает распространение на страны партнеры внутреннего российского тарифа железнодорожных перевозок, которые ниже, чем экспортные тарифы России, что удешевляет перевозки. Именно об этом идет речь, когда говорят об унификации тарифов. Без участия в полной мере в ЕЭП, а это вряд ли возможно даже при Януковиче, можно говорить о распространении российских тарифов. К тому же тарифы в России имеют слабую, но все более сильную тенденцию к повышению. После вступления России в ВТО произойдет достаточно быстрый процесс сближения внутренних тарифов с экспортными, что будет снимать преимущество, которое дает распространение таких тарифов. Поэтому главное преимущество, которое можно выиграть при развитии транспортной структуры - это не столько тарифные вещи, на это рассчитывать не следует, а скорее развитие трансъевропейской и трансазиатской системы коммуникации, которая позволит сократить время и расходы на доставку грузов между Азией и Европой через Россию. Для Украины этот имеет прямой непосредственный смысл, поскольку много экспортных клиентов Украины находятся в Юго-Восточной Азии и в азиатских странах.
Михаил ГОНЧАР, вице-президент фонда 'Стратегия-1':
- Проект ЕЭП скорее мертв, чем жив. И попытки его реанимировать с украинской стороны выглядят довольно нелогично. Тут сложно найти логику общенациональных интересов. Если применить логику кланово- корпоративных интересов, то, наверное, имеется в виду цель, реанимировать идею, которая связывается с именем российского президента, получить определенные дивиденды политического и, возможно, экономического характера. Хотя последнее выглядит сомнительно. С другой стороны, безотносительно к идее ЕЭП или каким-либо другим идеям, Россия всегда пыталась в своем политическом курсе относительно стран постсоветского пространства навязать концепции унификации тарифов. Подход российской стороны всегда был очевидным и состоял в том, чтобы добиться от постсоветских стран, в частности, Украины, через которую все еще продолжает идти значительный объем транзитного грузопотока, минимизации существующих тарифов на транспортировку. Когда украинская сторона говорит о приемлемости подобных идей, возникает вопрос, в чем состоит интерес для Украины в такой унификации, за которой фактически скрывается намерение минимизировать или уменьшить наши тарифные поступления, а соответственно и поступления в государственный бюджет. Что касается перенаправления грузов с балтийского направления, то тут также ситуация, на первый взгляд, выглядит как будто- то привлекательной. Для России существуют определенные вопросы транзита через страны Балтии. Москва ощущает, что чем дальше, тем больше создаются предпосылки для неформального транзитного альянса от Черного моря до Балтийского: Украины, Беларуси и балтийских стран, чтобы выработать унифицированную тарифную политику. Ведь эти страны занимают все транзитное пространство между Балтикой и Черным морем, по которому идет значительный поток внешнеэкономической торговли РФ с ЕС. Намерение России снять часть грузов с балтийского направления и перебросить на украинское напоминает политику плети и пряника. Плети - для балтийских стран, а пряника - для Украины. Ситуативно действительно можно выиграть, пропустив часть грузов через собственную территорию и при этом что-то дополнительно заработать. Но нет никаких гарантий, что Украина сама не станет жертвой подобных подходов при следующем шаге. Играть в такую игру для Украины рискованно. Я не думаю, что это соответствует национальным интересам Украины. Если речь идет о каких-то серьезных перспективных грузопотоках, тогда это не должно рассматриваться в узком двухстороннем формате, а в трехстороннем при участии Европейской Комиссии, Европейского Союза с тем, чтобы выработать системную тарифную политику на уровне Восток-Запад. А во всех других случаях это просто определенная ситуативная вещь, которая как всегда приведет к результатам, противоположным ожидаемым. Потому что с русской стороны имеют место обещания, а от украинской стороны будут требовать целиком реального и конкретного снижения тарифов без каких-либо гарантий увеличения грузопотоков.
N211, субота, 2 грудня 2006