В 2000 году президент России Владимир Путин пришел к власти, обещая воссоздать сильное и законопослушное государство. Убийство Александра Литвиненко, как и череда других убийств, говорят о том, что Россия, может быть, и стала сильным государством - но никоим образом не стала законопослушным.
За смерть Литвиненко пока никто не ответил. Список кандидатов в подозреваемые весьма широк: здесь и действующие, и отставные офицеры спецслужб, и бизнесмены, и бандиты.
Кремль отрицает, что каким-либо образом связан с убийством. Однако Путин не может отрицать, что именно на нем лежит ответственность за создание государства, в котором убийство воспринимается как должное. Также не может он отрицать и то, что все, кто подвергся нападениям в последнее время, были противниками Кремля - сам Литвиненко, убитая независимая журналистка Анна Политковская, и, не исключено, автор 'мягкой критики' Егор Гайдар, которому пришлось на этой неделе бороться с недугом, ставшим, судя по всему, следствием отравления. Среди других видных людей, погибших в последнее время - менеджер государственного информационного агентства, чеченский командир, связанный с ФСБ, а также высокопоставленный сотрудник Центрального банка. Иначе говоря, быть публичным человеком в России вдруг стало очень опасно.
В первые годы после падения Советского Союза в войне преступных группировок и бизнесменов, боровшихся за государственную собственность, в России погибло гораздо больше людей, чем погибает сегодня. Но тогда вся Россия стояла на пороге хаоса; сегодня же, по словам Путина, порядок восстановлен.
Что же сделал Путин? Он восстановил власть Кремля, раздавив права всех остальных - в том числе бизнесменов, журналистов и губернаторов регионов. Под предводительством Путина большую часть своего былого влияния восстановили бывшие агенты КГБ. Путин мог бы сказать, что таким образом в стране была восстановлена законность, но существующий сегодня закон - это не закон, применяемый независимым судом, а закон, насаждаемый Кремлем. Государство может идти даже на вопиющие нарушения прав человека, не боясь при этом никаких правовых последствий - как было, например, в случае с недавней массовой депортацией грузинских мигрантов. Это триумф силы, а не права.
В результате все больше тех, у кого есть власть и деньги, чувствуют, что им нет больше нужды уважать закон. Некоторые думают, что с помощью силы можно решить любой вопрос - даже если для этого потребуется убить противника. У всех недавних убийств, может быть, и разные мотивы и исполнители, но у всех них одна и та же подоплека - сведение счетов между власть имущими.
По мере приближения президентских выборов 2008 года политическая борьба будет становиться только жестче. Чтобы укротить силы, выпущенные в свое время на волю, Путин должен действовать, и немедленно. Ибо порядок без закона - не порядок вовсе.
______________________________________________________
Что реально стоит за шпионскими фантазиями? ("The Times", Великобритания)
В постели с русофобами ("The Guardian", Великобритания)