Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Скрытая борьба за власть в России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
'Верните народу выборы, гады!' - эти слова были написаны на десятиметровом ярко-желтом транспаранте, развернутом над Москвой-рекой лицом к Кремлю. Пара молодых активистов, повиснув на веревках, держала этот транспарант более получаса, пока их не вытащили и не доставили в полицейский участок

'Верните народу выборы, гады!' - эти слова были написаны на десятиметровом ярко-желтом транспаранте, развернутом над Москвой-рекой лицом к Кремлю. Пара молодых активистов, повиснув на веревках, держала этот транспарант более получаса, пока их не вытащили и не доставили в полицейский участок.

К подобным экстравагантным способам протеста все уже привыкли, если речь идет, например, о Greenpeace. Они все еще не стали привычным делом, когда речь заходит об уже вполне обычном явлении - посягательстве власти на избирательные права. В России проходит очередной раунд ужесточения избирательного законодательства, и, как обычно, его легко и послушно пропускает парламент страны. Организаторы акции протеста в своем заявлении указали, что это 'практически уничтожение системы свободных выборов' в России.

За последние два года избирательное законодательство менялось не один раз, и все время это делалось так, чтобы во власть никак не могли просочиться нежелательные силы или фигуры. В то же время Кремлю удалось перекрыть финансирование не устраивающих его политических проектов. Российские бизнесмены боятся финансировать независимую политическую активность, но при этом щедро жертвуют на дело прокремлевских политических группировок, движений и инициатив. Лучшие и крупнейшие компании страны постепенно переходят под контроль Кремля, то есть теперь прокремлевские политические силы располагают практически неограниченными бюджетами. К тому же, в пользу лояльных власти политиков играет и так называемый 'административный ресурс' - чиновники всех уровней, из которых никто не против поагитировать за режим. В подобной политической среде исход выборов предрешен. Избирательные кампании проводятся формально, без энтузиазма и без эмоций - то есть так, как нравится Кремлю.

Одно из новшеств нового законопроекта - запрет на создание 'отрицательного имиджа' политических противников, что позволяет при желании полностью выхолостить избирательную кампанию, так как потенциально под этот закон подпадает любая попытка критиковать действия нынешних властей. А это, в свою очередь, означает, что те (а такие еще есть), кто в день выборов дисциплинированно приходит на участки и голосует 'как начальство приказало', все равно придут, а другие останутся дома, потому что подумают, что их голоса все равно ничего не меняют.

Естественно, низкая явка поставит под сомнение легитимность представительной ветви власти, но в Кремле, наверное, не придают проблеме имиджа большого значения. В новом законопроекте есть еще один пункт, отменяющий минимальный порог явки, без которого выборы не могут считаться состоявшимися. Таким образом правящая элита сужает свою электоральную базу до ядра 'советских' избирателей, которых устраивает безальтернативное голосование, но при этом отвращает от себя более продвинутую и предприимчивую часть населения.

Вися на веревке с транспарантом над Москвой-рекой, этого, конечно, не изменить. Бойкот выборов, который оппозиция объявляет 'последним оставшимся в ее арсенале средством политической борьбы', тоже ничего не даст, если минимальная явка будет отменена. Таким образом, власть Кремля становится совершенно неограниченной. Поэтому покушения на политические права граждан будут продолжаться. Недавно прозвучала инициатива об отмене выборов мэров. Выборы губернаторов уже заменили на назначение губернаторов из Кремля - и вот он, следующий логический шаг к разрушению представительной демократии.

На это, как правило, отвечают, что, может быть, президент Путин и ограничил свободу и демократию; может быть, он провел обратную централизацию власти, отдав ее Кремлю - но зато дал стране порядок и стабильность. На практике же эта 'стабилизация' коснулась лишь сферы публичной политики; что касается закона и порядка, то его сегодня в стране не больше, чем в 'дикие' годы власти Бориса Ельцина.

На политической арене практически исчезла реальная конкуренция, а в исполнительную и законодательную власть пришли люди, верные власти и ничуть не беспокоящиеся о своей ответственности перед народом. В результате привилегированным кругом общества стала алчная бюрократия, загребающая под себя все больше власти, связываемой в Кремле с обладанием собственностью и деньгами. На пути к этой власти они не останавливаются перед тем, чтобы заставлять владельцев привлекательных активов продавать их, как недавно произошло с титановым заводом на Урале. Если же владелец отказывается от сделки, к нему обязательно придет налоговая полиция, которая обязательно 'обнаружит' множественные случаи уклонения от налогов; или экологическое агентство, которое найдет факты неправомерного использования земель; или прокуратура, которая заведет какое-нибудь уголовное дело. И все эти государственные органы будут работать на одного - на покупателя. Это - не закон. И это - не порядок.

А тем временем люди, приближенные к режиму, ведут яростную борьбу уже между собой - ведь приближается ключевой период, 2007-2008 годы, когда пройдут выборы. Все стараются предугадать, как отразится изменение структуры власти, которое проведет Путин, лично на каждом. И поэтому противоречия между ними становятся все более жесткими и грязными, что порождает атмосферу всеобщей коррупции и всеобщего беззакония. Вердикты судов постоянно меняются в зависимости от того, кто даст больше взятку или кто из власть имущих надавит на суд. Счеты с соперниками и противниками сводятся с помощью заказных убийств.

Даже если не считать недавние громкие убийства, в стране от рук наемных убийц менее чем за три месяца погибли трое банкиров, один из них заместитель председателя Центрального банка, а также претендент на пост мэра одного из городов на Дальнем Востоке, убитый в самый разгар избирательной кампании. В Москве среди бела дня чеченской полицией был застрелен один из промосковских чеченских командиров, причем не только на глазах прохожих, но и, судя по тому, что пишут газеты, на глазах наряда московской милиции, безучастно взиравшего на это с другой стороны улицы. Никого из участников убийства не арестовали.

Настоящая конкурентная политика, если бы она когда-либо была разрешена, стала бы угрозой для правящей элиты. Но яростные междоусобицы внутри самого режима - это угроза для всей нации и для ее будущего.

Маша Липман - главный редактор журнала 'Pro et Contra', издаваемого Московским центром Карнеги. В Washington Post она ведет ежемесячную авторскую колонку.

_________________________________________________________

Без Путина ("Diena", Латвия)

Пределы русских сроков ("The International Herald Tribune", США)