Saturday, December 2, 2006; Page D01
Восьмого ноября корпорация Millennium Challenge, основанная президентом Бушем специально для того, чтобы оказывать помощь правительствам, отличившимся на ниве государственного строительства, объявила, что Украина удовлетворяет всем критериям для оказания такой помощи. Четвертого декабря премьер-министр Украины Виктор Янукович прибудет в Вашингтон на встречу с вице-президентом Чейни. Вашингтон снова попытается станцевать тур вальса с государством, ищущим свое место между Россией и Западом.
Однако против решения Millennium Challenge возражают многие специалисты-энергетики. По их мнению, критериям на получение американской помощи никак не может соответствовать та завеса секретности, которой окутан украинский газовый бизнес. Особенно часто эксперты говорят о швейцарской компании под названием RosUkrEnergo. Именно этой компании были переданы права на ведение переговоров по импорту Украиной природного газа из России и Туркменистана, а между тем личности ее владельцев неизвестны до сих пор. Понятно, что здесь речь может идти и о конфликте интересов, и о коррупции.
Всех американских контрагентов, пытавшихся начать какое-то взаимодействие с RosUkrEnergo, отпугивала ее полная непрозрачность. Одна из таких фирм, судя по сведениям, обнаруженным в ее внутренних документах, вскрыла связи RosUkrEnergo со ста сорока компаниями и трастами, расположенными в оффшорных зонах, от далеких Сейшельских островов и Науру до Панамы и Кипра. Представители другой американской компании рассказали, что юристы RosUkrEnergo выражали удивление: зачем, мол, американским бизнесменам знать, с кем они имеют дело? Ответы, по словам наших собеседников, были получены только после долгих переговоров, и то частичные.
В одном из недавних интервью Янукович заявил, что благодарен за присвоение Украине статуса страны, которая может претендовать на помощь, и обещал повысить в своем правительстве этические и административные стандарты.
Энергетика - это не только важнейшая проверка Украины на соответствие всем 16 пунктам, которые учитывает Millennium Challenge, но и очень значительный сигнал для Европы, ведь Украина - не только крупный потребитель природного газа, но и транзитная точка, через которую в Западную Европу из России и Туркменистана идет до четверти газа, потребляемого европейцами.
До прошлого Нового Года о непрерывности потока газа в Европу никто как-то не задумывался, но тут Россия, когда Украина отказалась оплачивать газ по резко подскочившим ценам, прекратила поставки. Скандал завершился через три дня, когда российский газовый монополист 'Газпром' и украинская государственная нефтяная компания 'Нафтогаз' подписали соглашение, по которому RosUkrEnergo и стала украинским посредником.
Зачем же нужна RosUkrEnergo? Думается, что в первую очередь - не из-за опыта и технологий, а из-за связей. Половиной компании владеет 'Газпром', другой половиной от лица группы украинских бизнесменов управляет дочерняя структура австрийской фирмы под названием Raiffeisen Zentralbank. Зарегистрирована RosUkrEnergo в швейцарском городе Цуге, где установлены низкие налоги и законы позволяют соблюдать финансовую тайну.
По словам одного международного консультанта, от операций, которые государственная нефтегазовая компания вполне могла бы выполнять и сама, RosUkrEnergo достались сотни миллионов долларов. За этот год, по заявлению министра энергетики Украины, процитированному в октябре агентством France-Presse, страна уже заплатила RosUkrEnergo 300 миллионов долларов и должна еще столько же. Международное энергетическое агентство в своем октябрьском докладе пишет: 'Таинственная швейцарская газоторговая компания RosUkrEnergo играет в украинской газовой промышленности все более значительную роль и по-прежнему остается непрозрачной. Не прояснена ее акционерная структура, и, судя по всему, компания зарабатывает значительные прибыли только лишь на том, что подписывает контракты на транзит газа из Центральной Азии на Украину'.
Янукович заявил, что структуру отношений государства с RosUkrEnergo изменить не может.
- Хотим мы этого или нет - такое уж наследство получило мое правительство. Юридическая база <. . .> была подписана нашими предшественниками с RosUkrEnergo. Никакой законодательной базы для расторжения этого контракта у Украины нет. Если это сделать, то под вопросом окажутся поставки газа на Украину и в Европу.
По словам Януковича, у Украины также не было другого выбора, кроме как принять требования 'Газпрома'.
- Если бы нашлась такая компания, которая была бы способна снабжать нас газом в необходимых объемах и по более низкой цене, чем 'Газпром', мы вели бы переговоры с такой компанией. К сожалению, такой компании е нашлось, поэтому мы и приняли предложение 'Газпрома'.
Бывший посол США на Украине Карлос Паскуаль (Carlos Pascual), ныне занимающий пост президента Института имени Брукингса (Brookings Institution), поддерживает решение Millennium Challenge о предоставлении Украине помощи, потому что Украина, как он считает, очень далеко продвинулась в вопросах структуры государственного управления и борьбы с коррупцией. Однако он заявил, что энергетический сектор остается темным пятном на фоне общей картины.
- До сих пор непонятно, почему у этой компании такое положение и почему она фактически получает монополию на транспортировку газа - и это по-прежнему весьма тревожный фактор, - считает Паскуаль.
В том, что он владеет 45 процентами RosUkrEnergo, признался украинский бизнесмен Дмитро Фирташ, однако дипломаты и эксперты, работавшие по этому вопросу на различные компании и неправительственные организации - например, на лондонскую Global Witness, - полагают, что он - лишь подставная фигура, а на самом деле доля принадлежит кому-то на Украине и в России, кто обладает очень серьезными связями.
Недавно RosUkrEnergo внедрилась еще глубже во внутриукраинский газовый бизнес. Новое совместное предприятие с 'Газпромом' получило под свой контроль большую часть распределения газа потребителям. Не прояснены пока принципы управления газовой сетью; в частности, в ноябре компания отказалась подписать соглашения о поставке топлива с 16 украинскими предприятиями; некоторые наблюдатели усматривают в этом попытку заставить владельцев этих предприятий продать какие-то доли своего бизнеса.
Том Мэйн (Tom Mayne) из организации Global Witness, выпустившей в апреле 63-страничный доклад о состоянии дел в туркмено-украинской торговле газом, говорит, что поразительно, что даже после демократической 'оранжевой революции' на Украине государство не вычистило энергетический сектор.
Одним из тех, кто уцелел в чистке, стал министр энергетики Юрий Бойко, который приедет в Америку в составе делегации, возглавляемой премьер-министром. В 2002-2005 году, при пророссийском президенте Леониде Кучме, он возглавлял государственную нефтегазовую компанию 'Нафтогаз'. По сведениям Global Witness, ей удалось получить так и не опубликованный аудиторский отчет о работе 'Нафтогаза' при Бойко, где написано такое, 'от чего волосы встают дыбом'. Из этих документов, по словам представителей Global Witness, явствует, что, будучи главой 'Нафтогаза', Бойко одновременно являлся членом координационного комитета RosUkrEnergo. После 'оранжевой революции' Бойко сместили, но после того, как в результате новых выборов во власть пришло много пророссийских людей, снова восстановили.
На ясность правил игры надеются и западные нефтегазовые компании, подавшие заявки на геологоразведку в Черном море. В канун прошлого Роджества правительство выпустило уведомление (только на украинском языке), приглашающее участников подавать заявки на тендер по разведке на участке площадью 12 тысяч квадратных километров в украинских водах Черного моря. Это первый глубоководный проект, и, несмотря на слишком тихое объявление, он все же собрал пять заявок, в том числе и от компании ExxonMobil.
Победили, неожиданно для всех, небольшая компания Vanco Energy из Хьюстона, занимавшаяся разведкой глубоководных месторождений нефти и газа у западных берегов Африки, а также JNR, инвестиционная фирма, принадлежащая семье Ротшильдов. Однако когда речь уже шла о подписании окончательного текста договора, новое правительство полностью отклонило представленный компанией проект, и заявило, что напишет свой текст. Vanco до сих пор в ожидании.
- Я не опускаю руки, - говорит бывший президент компании Unocal Джон Аймле (John Imle). Сейчас он работает в Vanco и уже отдал указание подготовить платформу к началу работ.
Однако Аймле выразил надежду на то, что сделка будет заключена до конца года и что Чейни убедит Украину подписать договор.
- Все инвесторы мира, вкладывающие деньги в развивающиеся рынки, смотрят сейчас на Украину. Многие из них отслеживают сейчас наш контракт. Для них он станет показателем того, стоит ли рассматривать перспективу крупных вложений в энергетику.
В подготовке материала участвовал корреспондент Питер Финн (Peter Finn, Киев).