Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Великая мать КГБ

Сначала журналистка Политковская. Потом бывший шпион Литвиненко. Москву сотрясают громкие преступления. Обвиняют секретных агентов и самого Путина

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
7 октября 2006 года журналистку Анну Политковскую расстреляли из пистолета в ее собственном доме в центре Москвы. 23 ноября 2006 года бывший российский секретный агент умирает от отравления радиоактивным веществом - полонием. Днем позже в Ирландии внезапно становится плохо бывшему премьеру Егору Гайдару. . . Яды, пули, громкие убийства: постепенно проявляется призрак российских спецслужб

7 октября 2006 года журналистку Анну Политковскую расстреляли из пистолета в ее собственном доме в центре Москвы. 23 ноября 2006 года бывший российский секретный агент умирает от отравления радиоактивным веществом - полонием. Днем позже в Ирландии внезапно становится плохо бывшему премьеру Егору Гайдару (теперь он находится в одной из московских клиник). Подозревают, что его кто-то отравил. Яды, пули, громкие убийства: постепенно проявляется призрак российских спецслужб. От подозрений не свободен и сам президент Владимир Путин, в свое время бывший одним из руководителей разведки. 'Да ладно, шпион и шпион. Путин ставил штампы в паспорта. Или пересчитывал чемоданы жен партийных чиновников. Да разве стал бы великий шпион, истинный кагэбэшник, работать в социалистической стране, в ГДР, союзнице СССР? Настоящие шпионы работали в Англии, в Соединенных Штатах, в Италии'.

В Москве даже шпионы - снобы. Мой собеседник утверждает, что Путин был 'второстепенным шпионом'. Ему было далеко до прошлой славы КГБ. Сегодня мало что изменилось, за исключением того обстоятельства, что КГБ возродился под аббревиатурой ФСБ, а также обзавелся веб-сайтом мрачных тонов и усердно работающей пресс-службой. ФСБ делится на четыре департамента, каждый из которых возглавляет свой директор. Число завербованных - страшный секрет, государственная тайна. Но говорят, что их целая армия - от 10 до 25 тысяч. ФСБ занимается всем: от криминальных расследований до таможенных проверок, от разведки до уничтожения опасных врагов, и даже охотой на предполагаемых террористов за рубежом. Агенты обучаются в Академии ФСБ, безликом здании на юго-западе Москвы, рядом с крайне престижным московским Институтом международных отношений (МГИМО). Их штаб-квартира по-прежнему располагается на Лубянке, в желтовато-охристом здании в центре российской столицы. Руководитель ФСБ - Николай Патрушев, занявший место Путина, когда тот был избран президентом. На Лубянке есть даже музей, который можно осмотреть по договоренности, а в подземных этажах находится тюрьма, куда еще двадцать лет назад сажали преступников и политических диссидентов.

В правительстве Путин окружил себя верными сторонниками, работавшими в здании на Лубянке. Он с тщательностью ученого разместил их по высоким должностям: в министерствах, региональных администрациях, на промышленных предприятиях, которые считаются национальным стратегическим достоянием. Агент ФСБ всегда находится на службе государства: после вербовки его должным образом обучают; затем он работает двадцать лет; впоследствии, в зависимости от исполнявшихся им обязанностей и от того, работал ли он в Чечне, он оказывается в статусе, что называется, 'активного пенсионера' и остается в полной готовности в любой момент, на случай, если его призовут, чтобы занять руководящий пост - возможно, в одном из парагосударственных предприятий, вроде 'Аэрофлота' или 'Роснефти'.

Для русских ФСБ значит - 'силовики', дословно - 'властители', 'имеющие силу'. Как властная группировка, приближенная к Кремлю, которую возглавляет Игорь Сечин - президент 'Роснефти', государственной нефтяной монополии, заместитель руководителя президентской администрации и помощник президента. Сечин всегда находится за кулисами. О нем рассказывают, что он был агентом КГБ в Мозамбике. Несколько месяцев назад его помощником стал Андрей Патрушев, сын руководителя российских спецслужб. Такой же силовик - Сергей Иванов, министр обороны и вице-премьер, один из наиболее вероятных кандидатов в преемники Путина. Затем - Сергей Степашин, первый человек в Счетной палате, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, влиятельный глава таможенной службы Андрей Бельянинов, да и сам премьер Михаил Фрадков (говорят, он служил в налоговой полиции, а это - отделение спецслужб). Ходят слухи, что на ФСБ работал и Борис Грызлов, думский спикер, и помощник президента Владимир Сурков, и представитель Путина в Южном округе России Дмитрий Козак.

Другие кагэбэшники - бывшие агенты ГКБ - уже давно присутствуют в ключевых государственных компаниях, от 'Роснефти' до 'Аэрофлота'. Самое свежее назначение - Валерий Голубев, президент 'Нефть-Газпрома' (так в тексте - прим. пер.), третий бывший представитель спецслужб в рядах российского монополиста. Во главе государственных железных дорог стоит Владимир Якунин; в национальной авиакомпании - 'Аэрофлоте' - председатель совета директоров - могущественный Виктор Иванов, помощник президента; Сергей Чемезов является первым лицом в 'Рособоронэкспорте', национальном агентстве по экспорту вооружений. Все они ранее служили в разведке.

Впрочем, в государственной администрации бывших кагэбэшников очень много; самые известные из них - Мурат Зязиков, президент кавказской республики Ингушетия, губернатор Смоленской области Виктор Маслов и губернатор Воронежской области Владимир Кулаков. Настоящая армия: по оценкам политолога Ольги Крыштановской, с 2000 года число силовиков в верхах российской власти выросло в десять раз, а в некоторых организациях на их долю приходится до 70%.

Путинская система укрепляется за счет так называемых 'питерских либералов' - таких, как влиятельнейшие Герман Греф и Андрей Кудрин, занимающие посты соответственно министра экономики и министра финансов и торговли, а также вице-премьер Дмитрий Медведев и глава 'Газпрома' Алексей Миллер. Если при Борисе Ельцине Кремль контролировался 'Семьей' - окружением самого Ельцина и его дочери Татьяны Дьяченко, - то теперь Путин привел в Кремль целую свиту друзей из Санкт-Петербурга, с которыми он познакомился и которым стал доверять во времена, когда городом управлял Анатолий Собчак - мэр северной столицы, погибший в авиакатастрофе в 2000 году(так в тексте - прим. пер.).

Петербург настолько прочно ассоциируется с силовиками, что в Москве даже ходит анекдот: у человека звонит телефон, он берет трубку: 'Здравствуйте, я звоню вам из Санкт-Петербурга', - 'Зачем же сразу начинать с угроз?'. Некоторые не придают серьезного значения тому, что спецслужбы получили контроль над Россией: как при СССР никто на самом деле не верил в коммунизм, так и в КГБ работало очень мало людей, веривших в кредо организации, утверждают они. Работать в КГБ было, прежде всего, удобно - карьера и хорошая зарплата были гарантированы. Их появление на политической сцене - всего лишь следствие избрание Путина. В общем, если бы Ельцин выбрал себе преемника из профсоюзных лидеров, Россию заполнили бы люди из профсоюзов.

Правда это или нет, но политическая сцена в России разделена надвое: силовики и петербургские либералы. Однако разобраться в настроениях Кремля и понять, какой из двух лагерей в данный момент пользуется влиянием, а какой приближается к пропасти, стало очень сложно. 'Мы вернулись в советские времена: чтобы интерпретировать политическую жизнь, требуются советологи из тех, что в семидесятые годы умели предугадывать события, исходя из движений брежневских бровей', - говорит один политический аналитик. В данный момент положение кандидатов от обоих лагерей уравновешено, хотя есть ощущение, что в более выигрышной позиции находится Дмитрий Медведев, кандидат от петербургских либералов. Тем не менее, многие готовы поручиться, что следующим российским президентом станет очередной никому не знакомый персонаж, как произошло в свое время с самим Путиным.

'Огромная роль, которую сегодня играет в нашей стране ФСБ, совершенно очевидна: меры, подобные закону об экстремизме или те, что принимались во имя борьбы с терроризмом, в девяностые годы были бы невозможны', - утверждает Ирина Бороган, журналистка из 'Новой Газеты', где работала Анна Политковская, и одна из создательниц сайта 'Agentura.ru', где подробно исследуется мир российских спецслужб. Закон против экстремизма настолько расплывчат, что под него может подпасть все что угодно: благо, точного определения того, что именно понимается под 'экстремизмом', не существует. Последней его жертвой оказался не националист и не радикальный религиозный деятель, а журналист по имени Борис Стомахин, которого приговорили к пяти годам за публикацию статьи на сайте 'Кавказ-центра', портале чеченских повстанцев.

Недавно был издан и еще один закон, необходимость которого объяснялась борьбой с терроризмом: отныне российские спецслужбы имеют право действовать и убивать за рубежом. Осталось очень мало людей, защищающих ФСБ как великую школу шпионов: российские спецслужбы сегодня воспринимаются в основном как погрязшие в коррупции и кумовстве. И не слишком профессиональные - за исключением нескольких специальных подразделений. Они вполне способны дать себя раскрыть или ошибиться мишенью, как произошло в феврале 2004 года, когда двух агентов ФСБ отправили в Катар с заданием уничтожить бывшего чеченского президента Зелимхана Яндарбиева. Яндарбиев был убит, однако шпионов поймали и приговорили к каторжным работам. Между Дохой и Москвой какое-то время существовала большая напряженность, пока Путин не обратился с официальным запросом о выдаче обоих агентов. 'Их передали, и с тех пор они исчезли. В тюрьмах страны мы их не нашли', - продолжает Бороган. Еще один случай: осада московского театра на Дубровке, захваченного чеченцами. Неизвестный газ, использованный спецслужбами, убил более ста человек. Или кровавая бойня в Беслане: многие свидетели показывали, что операция по освобождению школы проводилась с использованием самой различной техники, включая танки. Ответственных за гибель людей в обоих случаях так и не нашли, и в ФСБ не проводилось никаких внутренних расследований.

'Сегодня ФСБ превратилась в еще более закрытую и непрозрачную организацию. Получить информацию невозможно, над их работой не надзирает никакая комиссия. Все тайны неминуемо прячутся под сукно', - продолжает Бороган. Вдобавок, мало какая организация может сравниться с ФСБ по мстительности. Они не прощают, и, прежде всего, тех, кто предал организацию изнутри. Александр Литвиненко несколько лет назад уже устроил в своей стране переполох, когда объявил, что ему было приказано убить Бориса Березовского, кремлевского 'серого кардинала' ельцинских времен и российского миллиардера, обвиненного в коррупции и потому вынужденного жить в изгнании в Лондоне. Затем он обвинил спецслужбы в причастности к взрывам жилых домов в Москве в 1999 году, унесшим жизни сотен людей и ставшим оправданием для вторжения в Чечню. Эти атаки равнялись приговору: Литвиненко эмигрировал в Лондон, где перешел под протекцию к Борису Березовскому и поступил к нему на службу. 'Литвиненко был очень внимательным человеком. Он знал, как действовать; когда мы с ним встречались два года назад на Пикадилли в китайском ресторане, он до встречи и после сообщал своим, где он находится и с кем'. Ирина Бороган не удивлена, что его убили, и не сомневается, что здесь замешаны агенты (или бывшие агенты) ФСБ. 'Убийство Литвиненко выгодно как окружению Березовского, которое в очередной раз может указать на насилие путинского режима, так и силовикам, которые могут использовать этот предполагаемый антирусский заговор, чтобы укрепить в глазах общественного мнения свою позицию защитников родины от иностранных врагов', - утверждается в статье, опубликованной на сайте 'Агентура.ру'.

Завещание Литвиненко, прочитанное после его смерти, обвиняет непосредственно Путина. Но общественное мнение в России не было этим потрясено. Газеты и телевидение упоминали об этом лишь вкратце. Согласно исследованию социологического центра ВЦИОМ, не менее 45% населения считает, что ФСБ играет положительную роль. На следующий день после трагедии в Беслане один из журналистов прокомментировал: 'Вы хотели уничтожения служб безопасности? Вот это и происходит'.

***

Меч, щит и шпионы

Опора погибшего советского режима, КГБ считается самой мощной спецслужбой XX века. Во время холодной войны его агентам удавалось проникать в помещения, где принимались решения западных правительств, и они превратились в пугало американских и европейских разведок. Его название является русским аббревиатурой словосочетания 'Комитет государственной безопасности'. Его герб - щит и меч - раскрывают отдаленные истоки его происхождения: КГБ стал преемником ЧК, организации, которую в 1917 году создал Ленин, назвав ее 'щитом и мечом революции' и 'сокрушительным оружием борьбы с бесчисленными заговорами против советской власти'. Главой ЧК стал Феликс Дзержинск (так в тексте - прим. пер.), польский революционер по прозвищу 'Железный Феликс'.

Его люди не щадили никого: в числе первых операций упоминается об убийстве клоуна, который осмелился шутить над большевиками. 'Мы представляем организованный террор, и это следует сказать со всей ясностью', - заявил Дзержинск. Глава ЧК, умерший в 1926 году, быстро превратился в героическую фигуру: перед ним преклонялись до сталинских времен. Миф о советских спецслужбах уже создан. С течением времени спецслужбы меняют названия - сменяют друг друга аббревиатуры, происходят запутанные слияния и реструктуризации. Функции ЧК исполняют организации, которые носят названия ГПУ, ОГПУ, НКДВ (так в тексте - прим. пер.). Дело происходит перед Второй мировой войной - в эру сталинских чисток и показательных процессов, в ходе которых к смерти приговариваются сотни тысяч оппозиционеров.

В ходе Второй мировой войны агенты Москвы нанесли один из своих самых громких ударов, убив диссидента Льва Троцкого в городе Мехико (1940). Проносив множество имен, в 1954 году советская разведка вновь обретает название КГБ - эта аббревиатура проживет до 1991 года. Штаб-квартира на Лубянке, в центре Москвы - это рубка, откуда отдаются приказания. КГБ исполняет функции, за которые в США отвечают ЦРУ, ФБР, контрразведка и другие ведомства. Во времена 'холодной войны' служба разведки становится символом советского могущества внутри страны и за рубежом. Ее люди действуют по всему миру, вмешиваются в дела государств-сателлитов. После репрессий в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968) вербовка на идеологических основаниях уступает место найму путем угроз или подкупа. КГБ с особым тщанием организует двойную жизнь своих шпионов, которые в большинстве своем являются высокопоставленными партийными чиновниками российского или украинского происхождения. Им хорошо платят, чтобы они как можно лучше выполняли свои деликатные поручения. Щупальца КГБ начинают терять силу, когда в Польше зарождается движение 'Солидарность', а на папский престол вступает Папа Войтыла. Российские спецслужбы, которые подозреваются в организации покушения на Папу в 1981 году, не справляются с польским кризисом. Падение Берлинской стены в скором времени задевает и КГБ - в 1991 году его распускают. Новые российские спецслужбы принимают название вначале ФСК, а затем ФСБ, Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

______________________________________________________

Путин, новый царь и его черные рыцари ("La Repubblica", Италия)