Пиар-гуру лорд Белл вообще не из тех, кто прячется от внимания публики, но в последние дни ему, наверное, было еще труднее, чем обычно. Всю неделю он раскручивал сразу три скандала: отравление и смерть Александра Литвиненко, коррупционные обвинения в адрес руководства компании BAE Systems и нескончаемый сериал под названием 'деньги в обмен на титулы'.
На прошлой неделе, когда выяснилось, что бывший российский разведчик Литвиненко умер от отравления радиоактивным веществом, этот человек, о котором говорят, что он оставил в новейшей истории больше отпечатков, чем кто-либо другой из мира прессы, принялся за работу - в характерной для себя гладкой, оперативной и дружественной манере отвечал на всевозможные запросы из СМИ.
Угадать его руку в медиакампании, посвященной переговорам BAE с Саудовской Аравией по приобретению новых истребителей Eurofighter Typhoon на 10 миллиардов фунтов (пресса писала о том, что переговоры могут сорваться из-за расследования, начатого Бюро по борьбе с хищениями в особо крупных размерах (Serious Fraud Office)) было, понятно, нетрудно. И BAE, и саудовское правительство на сегодняшний день имеют контракты с одной и той же пиар-организацией - а именно той, которую возглавляет лорд Белл.
Представляя двух доноров, дававших деньги в партийную кассу (имеется в виду Лейбористская партия - прим. перев.) и фигурирующих сейчас в расследовании процедуры присуждения пэрских титулов, лорд Белл, в свое время сделавший себе имя на том, что консультировал Маргарет Тэтчер во время борьбы за власть, очень ловко ушел от ответов на все конкретные вопросы и переложил вину на непрозрачную систему финансирования партий.
Что касается Литвиненко, то его рупором он не мог не стать - ведь последние четыре года лорд Белл работает на друга бывшего шпиона, бежавшего с родины российского миллиардера Бориса Березовского.
В интервью FT лорд подтвердил, что, пока Литвиненко лежал в одной из лондонских больниц, он на общественных началах консультировал родственников Литвиненко и Алекса Гольдфарба, представителя бывшего российского разведчика, по вопросам связей с прессой.
До нашего интервью в прессе была развернута мощная кампания, главная идея которой сводилась к тому, что Литвиненко - это бывший агент КГБ, осознавший свои ошибки и превратившийся в политического диссидента, за что и отравленный, судя по всему, агентами президента Путина, причем он стал не первой его жертвой в череде политических убийств. Кремль резко опроверг эти утверждения.
Лорд Белл приложил руку к появлению и одной из самых узнаваемых фотографий года - Литвиненко в последние часы жизни, истощенный до крайности, - и заявления, оглашенного после смерти Литвиненко и якобы являющегося его последним словом, в котором умирающий обвиняет в своей смерти президента России.
Если брать чисто пиаровский аспект проблемы, все прошло на отлично. На сторону Березовского и семьи Литвиненко встала практически вся британская пресса. Однако против этой кампании было начато контрнаступление - Кремль, конечно, контролирует только российские СМИ, но во главе исполнительной власти там сидит человек, еще во время работы в КГБ прекрасно обученный искусству психологической войны и пропаганды.
Надо сказать, что лорд Белл и Кремль публично скрещивают шпаги не впервые. В июле этого года цензура убрала картинку, которую лорд Белл пытался от имени Фонда гражданских свобод (Civil Liberties Foundation) Березовского разместить на официальной программке саммита "Группы Восьми" развитых промышленных держав мира - на ней был изображен портрет Путина в стиле Граучо Маркса (Groucho Marx, настоящее имя Юлиус Генри Маркс (1890-1977), популярный американский комедийный актер - прим. перев.).
- Им, скорее всего, слово 'Маркс' не понравилось, - сказал лорд Белл.
Но в остальном эта российская история представляет собой проблему: никто, в том числе и сам лорд Белл, не знает, чем она закончится и как открытое участие в кампании повлияет на его собственную репутацию. Ведь на вопрос о легендарном политтехнологе премьер-министра Алистере Кэмпбелле (Alistair Campbell) он ответил яснее некуда:
- Думаю ли я, что Алистер хорошо сработал? Нет, потому что в конце концов он попал между рампой и сценой. Он сам стал 'информационным поводом', а этого делать вообще-то нельзя.
_________________________________________________________
Россия - враг ("The Wall Street Journal", США)
Насколько опасной стала Москва? ("Newsweek", США)