Tuesday, December 5, 2006; Page A29
За десять дней, прошедшие после гибели от радиации бывшего агента КГБ Александра Литвиненко, мы много узнали о его смерти, не так ли?
Так, мы узнали, что Литвиненко умер после того, как в его организм каким-то образом попал полоний-210, сравнительно редкое радиоактивное вещество. Мы узнали, что также был отравлен таинственный итальянец Марио Скарамелла (Mario Scaramella), независимый 'эксперт по вопросам безопасности', заявивший в прошлом году, что он нашел бывших сотрудников КГБ, продающих ядерные материалы в республике Сан-Марино, известной, главным образом, своими почтовыми марками. Мы узнали, что следы полония-210 обнаружены и у ряда других бывших агентов КГБ, наведывающихся в Лондон, а также в суси-ресторане на Пикадилли, в номере лондонского отеля и на нескольких самолетах.
Мы видели фотографию Литвиненко в перчатках КГБ, с чеченским мечом на фоне британского флага. Видели мы и фотографию Литвиненко на смертном одре с трубками в теле.
Мы узнали, что Литвиненко мог знать или не знать, кто убил российскую журналистку Анну Политковскую (и что эти же люди могли убить и его); что он мог быть или не быть вовлечен в аферу по шантажу ряда влиятельных россиян (если только эта информация не была подброшена британской прессе); что он мог иметь или не иметь досье, доказывающее, что Кремль подставил владельца нефтяной компании ЮКОС миллиардера Михаила Ходорковского (если только заставить нас думать так не хотят люди Ходорковского или кто-то еще); что у него могло быть или не быть доказательство того, что Владимир Путин - еще один экс-офицер КГБ, ныне - президент России - приказал своим головорезам взорвать несколько лет назад жилые дома в Москве (этот теракт стал поводом ко второй чеченской войне).
Иными словами, хотя мы не знаем, кто убил Литвиненко, мы узнали, что в Лондоне интереснее, чем нам казалось. Мы узнали, что запутанные сюжеты романов Достоевского всего лишь отражают российскую действительность. И еще мы узнали, что старый КГБ продолжает свое существование в новом обличье.
Точнее, нам напомнили, что старый КГБ продолжает свое существование в новом обличье, потому что, на самом деле, это нам уже некоторое время известно. Да, бывшие сотрудники больше не принадлежат единой всемогущей организации. Некоторые ('самые глупые', по словам Олега Гордиевского, бывшего двойного агента) остались в 'конторе', перейдя в службу безопасности (ФСБ) или внешнюю разведку (СВР). Другие пошли в бизнес, некоторые вошли в окружение новых российских миллионеров, некоторые сами стали миллионерами. Некоторые - скажем прямо - пошли в организованную преступность. Наконец, некоторые - и президент Путин являет собой блестящий тому пример - пошли в политику.
Несмотря на то, что их судьбы сильно разнятся, уже давно совершенно очевидно, что многие старые товарищи продолжают взаимовыгодное сотрудничество. Например, в 1999 г. группа банкиров российского происхождения была изобличена в отмывании денег в нью-йоркском банке. Вероятно, они использовали информацию, тем или иным образом полученную от российской разведки. С тех пор стало ясно, что некоторые крупнейшие российские компании возникли на деньги из таинственных источников, а, кроме того, ряд бывших офицеров КГБ оказался в руководстве компаний и банков.
Разумеется, это же взаимовыгодное сотрудничество крайне осложнит нахождение настоящего убийцы Литвиненко. В конце концов, сеть этих взаимоотношений крайне сложна: здесь и заговоры внутри заговоров, двойные агенты агентов, люди, делающие вид, будто они действуют от имени того или иного олигарха или чеченского повстанца, и действующие на самом деле от имени кого-то совсем другого. Возможно, Литвиненко был убит 'негодяями из среды тайной полиции', как предполагает британская пресса. Также возможно, что 'негодяи из среды тайной полиции' работали на кого-то, кто работал на Кремль или кого-то, кто работал на некоего российского олигарха или кого-то, кто работал на некоего российского олигарха, работающего на Кремль.
Я уверена, что по мере продвижения расследования появится множество еще более подозрительных личностей, равно как теорий о том, кто кого собирался дискредитировать. Но хотя сомнительно, что Путин действительно дал приказ реальному убийце, он несомненно несет ответственность за гибель Литвиненко в более глубоком смысле: он возвышается над этой сетью ветеранов разведки, по сути, находясь в ее центре. И он одобряет их методы.
Одним из его первых шагов на посту премьер-министра в 1999 г. было открытие памятной доски в честь Юрия Андропова - бывшего главы КГБ, прославившегося своим жестким курсом в отношении диссидентов. В прошлом году русские поставили Андропову памятник. Никого не должно удивлять то, что преследования бывшим КГБ современных 'диссидентов' становятся все жестче с каждым годом - или что их кульминацией стало это странное убийство.
То, что это нас удивило и удивляет - одновременно трагично и иронично: в конце концов, большую часть последнего десятилетия мы изо всех сил искали оружие массового поражения и странных новых врагов - исламских радикалов, которые, возможно, планируют его использование. А теперь мы обнаружили, что ядерные материалы действительно продаются и действительно используются на Западе для того, чтобы убивать людей. И что убийцы никакие не странные и вовсе даже не исламисты.
_________________________________________________
За заголовками газет видна рука пиар-гуру ("The Financial Times", Великобритания)
Насколько опасной стала Москва? ("Newsweek", США)
Кремль убивает закон, а с ним и порядок ("The Financial Times", Великобритания)