Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Закат гипердержавы

Америка больше не считается, как когда-то, 'гипердержавой'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конечно, не следует "хоронить" США слишком быстро. Америка гораздо жизнеспособнее, чем думают ее критики. Она обладает уникальной способностью приходить в себя, и она управляет военными, интеллектуальными, экономическими и даже политическими ресурсами, не имеющими себе равных

Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'

Прислушивайтесь внимательно в наши дни к израильтянам и жителям Южной Кореи. То, на что они намекают, не менее чем архитектурный сдвиг в международной системе: сдвиг от униполярного к многополюсному миру.

Израильтяне заново открывают Европу. Они интуитивно ощущают, что они больше не могут полагаться только на абсолютную гарантию безопасности, предоставленную комбинацией активной и пассивной поддержки США. Война в Ливане, столь разочаровывающая для Израиля, ускорила это неуловимое изменение. Теперь Европа и ее разные контингенты играют ведущую роль в том, чтобы сложить там все по кусочкам.

Америка, конечно, остается полисом страхования жизни для Израиля, но израильские дипломаты, если не израильское общество, начинают рассматривать расширение и модификацию дипломатических союзов в качестве решающих. Раньше Большой Квартет (США, Россия, Европейский Союз и ООН) рассматривали как 'Один плюс Три', но это больше не так. Европа и Россия больше не считают себя вторичными игроками, потому что США, не говоря уже об Израиле, нуждаются в них.

Что касается жителей Южной Кореи, они рассчитывают, что Китай займется северокорейским ядерным кризисом. Они тоже смотрят на мир через призму, которая продолжает показывать Америку существенной, но больше не обладающей неоспоримым превосходством. Недавно высокий южнокорейский чиновник перечислил в порядке иерархии страны, которые имеют наибольшее значение в северокорейском ядерном кризисе. Первым был назван Китай, за ним США, Россия, Япония и Южная Корея, в то время как Европа в этом списке отсутствовала.

Это только несколько признаков среди многих других. Можно также упомянуть недавний китайско-африканский саммит в Пекине или укрепление венесуэльско-иранских отношений. Все эти события неуловимо указывают на глубокую тенденцию, которую можно сформулировать в одном предложении: униполярный момент Америки, который начался в 1991 году с распада Советской Империи, закончен.

Конечно, не следует "хоронить" США слишком быстро. Америка гораздо жизнеспособнее, чем думают ее критики. Она обладает уникальной способностью приходить в себя, и она управляет военными, интеллектуальными, экономическими и даже политическими ресурсами, не имеющими себе равных. Поражение Республиканцев на промежуточных выборах в Конгресс - признак того, что американцы хотят наказать своих руководителей за их стратегические и этические недостатки, и они сделали это с удовольствием.

Но эта жизнеспособность не должна скрывать более глубокую эволюцию. Соединенные Штаты больше не одни. Америка больше не считается, как когда-то, 'гипердержавой', выражаясь языком бывшего французского министра иностранных дел Юберта Ведрина, хотя она все еще далека от того, чтобы быть "нормальной" державой.

Небрежная "пассивность" Америки в годы Клинтона и неправильные директивы в годы Буша совпали с восходом Китая и Индии, а также с восстановлением международного влияния России в результате высоких цен на нефть. Эти события возвестили о медленном, несовершенном возврате неуравновешенной многополюсной системы. Мир, в котором мы живем, возможно, движется к мультиполярности, о которой мечтает французский президент Жак Ширак, но не обязательно успешно и стабильно.

Если, вопреки традиционному представлению сторонников принципов Шарля де Голля, мультиполярность не приносит стабильности, а вместо этого порождает хаос, то есть две причины для такого исхода. Во-первых, основные возникающие игроки - Китай, Россия и Индия - не готовы, не желают или даже не способны играть стабилизирующую международную роль. Они или слишком циничны, или робки в своем представлении о мире, или у них другие приоритеты, или и то и другое. Они, возможно, созерцают с едва ли скрываемым удовольствием трудности, с которыми в настоящее время столкнулись США в Ираке и в других местах, но они не испытывают никакого чувства 'компенсирующей ответственности' за глобальную стабильность. Общественное благо - не их удел. Им нужно слишком много наверстать в плане национального эго и национального интереса, чтобы беспокоиться о других.

Во-вторых, ЕС - единственный настоящий американский союзник в смысле ценностей. Именно ЕС может сделать мультиполярность эффективной, если он будет играть свою роль положительно. Если ЕС больше волнуют более эффективные способы избежать ответственности, которая может обрушиться на него в результате новой и вынужденной скромности Америки, то мультиполярность приведет - по умолчанию, а не умышленно - к более хаотическому миру, а не к большей стабильности.

У Европы есть уникальный шанс продемонстрировать, что она может изменить положение в момент после униполярности Америки. Он начинается прямо сейчас на Ближнем Востоке. Мир, к которому призывала Европа, приближается, и он может потерпеть страшную неудачу без ЕС или крайне улучшиться благодаря ему.

В некоторой степени конец униполярного мира вполне мог бы стать 'Часом Европы'. Но это может произойти только если ЕС восстановит свою уверенность и войдет в положительную роль - которую он должен играть с Соединенными Штатами, а не против них.

Доминик Муази - основатель и старший советник в Ifri (Французский Институт Международных Отношений), в настоящее время является профессором в Колледже Европы в Натолине в Варшаве.

________________________________________________

Copyright: Project Syndicate, 2006.

Перевод с английского: Ирина Сащенкова

________________________________________________

Снижение международного статуса Америки ("The Boston Globe", США)

Миф об американской сверхдержаве ("Les Echos", Франция)