Когда в январе этого года российский энергетический гигант "Газпром" на некоторое время прервал поставки газа на Украину, в Берлине началась тревога.
Эта ссора, предупреждали встревоженные эксперты, демонстрирует, что может случиться с Германией, зависящей от нефти и газа из России. Через неделю Ангела Меркель (Angela Merkel), избранная незадолго до этого на пост канцлера, сказала, что она разработает проект первой "энергетической стратегии" страны, наметив путь к уходу страны от чрезмерной зависимости от Москвы.
Сейчас, год спустя, в реализации этого намерения особого прогресса не замечено. Амбиции г-жи Меркель, судя по всему, натолкнулись на идеологические разногласия, царящие в ее странной коалиции и на огромную сложность данной задачи.
Германия импортирует из России 35 процентов нефти и около половины потребляемого ею газа, превышая по этим показателям любую другую западноевропейскую страну. К 2020 году эта доля вырастет до 70 процентов.
Причиной этого является не география или отсутствие у Германии собственных энергоресурсов, а роковое решение, принятое предшественником г-жи Меркель в 2000 году, отказаться от ядерной энергии к 2023 году. Данное решение стало причиной разногласий между Берлином и многими европейскими правительствами.
В результате Германия сегодня оказалась заперта в порочном треугольнике политических приоритетов, преследуя одновременно три взаимоисключающие цели - отказ от ядерной энергии, значительное сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу и уменьшение зависимости от импорта энергоресурсов из России.
"Невозможно достичь этих трех целей одновременно, по крайней мере, за короткой время, - говорит Франк Умбах (Frank Umbach), эксперт по вопросам международной безопасности из Немецкого общества по внешней политике.
Принимая во внимание эти проблемы, а также тот факт, что она возглавляет хрупкий альянс из двух соперничающих между собой партий, которые расходятся, помимо прочего, по ключевым аспектам энергетической политики, неудивительно, что г-жа Меркель столкнулась при составлении задуманной ею стратегии с некоторой головной болью.
Несмотря на два широко разрекламированных национальных энергетических саммита, которые состоялись в апреле и октябре, "правительство не пришло к консенсусу по вопросам, которые будут определять эту стратегию", - говорит руководитель отдела энергетики, транспорта и экологии Немецкого института экономических исследований (DIW) Клаудия Кемферт (Claudia Kemfert).
Попытки пересмотреть решение об отказе от ядерной энергии столкнулись с категорическим "нет" Социал-демократической партии, младшего партнера по коалиции, что поставило перед г-жой Меркель задачу поиска альтернативных источников энергии для удовлетворения четверти энергетических потребностей страны.
Все это, а также сложность и высокая стоимость отказа от поставок нефти и газа - например посредством строительства терминалов для приема импортируемого сжиженного природного газа - означает, что план г-жи Меркель по снижению зависимости от России должен быть отложен.
Г-жа Меркель, которая является давним критиком дружбы между Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder), ее предшественником, и Владимиром Путиным, президентом России, вызвала серьезную озабоченность Варшавы в этом году, когда поддержала планы корпораций Eon, BASF и "Газпрома" по строительству газопровода по дну Балтийского моря.
Контракт, подписанный в прошлом году на церемонии в Берлине, возглавлявшейся г-ном Шредером и г-ном Путиным, вызвал недовольство в Польше, которая посчитала, что он несет угрозу ее собственным поставкам и пошлинам, взимаемым ею за то, что российский газ идет в Западную Европу через ее территорию.
На вопрос, не опасался ли он после своего ухода за близкие отношения между Москвой и Берлином, г-н Шредер ответил газете "The Financial Times" в прошлом месяце: "Нет. Интересы двух стран требуют поддержания хороших взаимоотношений, и, насколько я могу сказать, их содержание не изменилось".
Главное достижение первых двух национальных энергетических саммитов, проведенных г-жой Меркель - договоренность с промышленностью о сокращении потребления ископаемого топлива на 20 процентов к 2020 году - блекнет по сравнению с тем, что еще предстоит сделать.
Главной из проблем являет нехватка времени. Г-жа канцлер пообещала представить свою стратегию к середине 2007 года и сделала энергетику главным пунктом повестки председательства Германии в Европейском Союзе и в "Большой восьмерке" промышленно развитых стран, которое начинается в январе этого года.
Вопросы диверсификации, конкуренции, эффективности, защиты климата, в также вопросы, касающиеся России, будут главными во время европейского саммита, запланированного на март - тогда же состоится и следующий национальный энергетический саммит.
"В вопросах энергетики существуют и всегда будут существовать разногласия. Однако эта область имеет огромное значение для будущего развития Европейского Союза, - сказала г-жа Меркель в прошлом месяце на проходившей в Берлине конференции. - В вопросах внешней политики, связанных с энергоресурсами, мы должны говорить в унисон".
Проблема, по словам г-на Умбаха, заключается в том, что по широкому кругу вопросов, от России до ядерной энергии, взгляды Германии расходятся с взглядами остальной Европы.
Берлин выступает против нескольких предложений Европейской Комиссии, связанных с координацией европейской энергетической политики - от принудительного раздела электрических сетей и производственных мощностей для усиления конкуренции до создания европейского стратегического запаса газа.
Консультанты правительства говорят, что за кулисами происходит больше событий, чем на виду. Что касается конкуренции, например, то Берлин и Брюссель сблизили свои позиции относительно предложения Еврокомиссии усилить координацию между национальными регулирующими органами в качестве альтернативы созданию европейской контролирующей организации.
Вместе с тем, что касается диверсификации, то министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier), который якобы поддерживал дружеский тон г-на Шредера в отношениях с Москвой, в то же самое время активно искал возможности для заключения соглашений с потенциальными поставщиками газа из Центральной Азии.
И все же диверсификация поставок, увеличение эффективности использования энергии для снижения ее потребления и производство "чистой" энергии из таких внутренних ресурсов, как уголь, являются долгосрочными усилиями. Даже самые оптимистичные прогнозы гласят, что первая в Германии "чистая" электростанция, работающая на угле, вступит в строй не раньше, чем через 10 лет.
Это, по мнению г-на Умбаха, означает, что один из углов берлинского треугольника противоречивых целей должен будет уступить, по крайней мере, временно. Пересмотр соглашения о ядерной энергии, который продлит жизнь некоторых атомных станций, позволит сократить будущие потребности Германии в газе и выиграть время для создания чистых угольных технологий.
"Новые дебаты по ядерной энергии неизбежны, - сказал г-н Умбах. - Это произойдет на следующем саммите в марте. Давление растет".