Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нефть - основа деспотизма и кровавых конфликтов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Из-за мрачной истории с отравлением бывшего российского шпиона Александра Литвиненко путинскую Москву обвиняют в убийстве очередного оппозиционера. Сирия, тем временем, по-прежнему организует убийства ливанских демократов. В Газе после ухода израильтян, как и раньше, царит насилие. "Хезболла" лихорадочно пополняет запасы ракет, любезно предоставляемых Ираном

Из-за мрачной истории с отравлением бывшего российского шпиона Александра Литвиненко путинскую Москву обвиняют в убийстве очередного оппозиционера. Сирия, тем временем, по-прежнему организует убийства ливанских демократов. В Газе после ухода израильтян, как и раньше, царит насилие. "Хезболла" лихорадочно пополняет запасы ракет, любезно предоставляемых Ираном. Тегеранский теократический режим без устали обещает покончить с Израилем. Президент Венесуэлы Уго Чавес (Hugo Chavez) постепенно душит демократию в Латинской Америке - такое и не снилось нищему режиму Фиделя Кастро. Ну, и конечно, не забудем об Ираке и Афганистане.

Проще всего было бы считать, что эти вспышки насилия и нестабильности по всему миру никак не связаны между собой. Однако на деле в их основе во многих случаях, прямо или косвенно, лежит нефть - и гигантские доходы, которые она приносит.

Благодаря нефтедолларовым богатствам Ближнего Востока у исламских джихадистов хватает денег на оружие и подготовку операций на всем пространстве от Багдада и Кабула до Мадрида и Лондона. Благодаря нефти неуправляемые лидеры вроде Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmadinejad) и Уго Чавеса остаются у власти (и требуют неослабного внимания мирового сообщества), хотя они проводят по сути антинародную политику, разрушающую экономику Ирана и Венесуэлы и создающую угрозу для соседних стран.

Россия тем временем грозит Восточной Европе прекращением поставок энергоносителей и возрождает советский ядерный и военно-промышленный комплекс. Она 'раскачивает' и без того неустойчивую ближневосточную 'лодку', продавая радикалам-исламистам все - от ядерных реакторов до высокотехнологичного противотанкового оружия. Новообретенное нефтяное богатство позволяет России в ускоренном темпе вернуть себе сверхдержавный статус - а мы уже убедились, что могущество ей нужно, чтобы затыкать рот критикам внутри страны и за рубежом.

Более того, ненасытная жажда нефти искажает характер международных отношений в целом. Взять хотя бы Китай. Главная цель его аморальной внешней политики - обеспечить гарантированное снабжение нефтью. Поскольку Пекин заключил с Суданом долгосрочные соглашения о поставках этого сырья, он не желает присоединиться к давлению Запада на правительство этой страны для прекращения геноцида в Дарфуре. (Конечно, Запад, из-за экономических связей с Китаем, в свою очередь, не желает оказывать давление на Пекин). Аналогичным образом, китайцев куда больше волнует доступ к нефтяным ресурсам Ирана, чем борьба с распространением ядерного оружия.

Зачастую такому же шантажу подвергаются и США. Если бы не потребность страны в импортной нефти, вашингтонские чиновники давно бы уже объезжали стороной Саудовскую Аравию - страну, где правит монархический режим и действуют законы шариата, к тому же служащую источником финансирования исламистской пропаганды и ваххабитского терроризма.

Из-за высоких цен на нефть некоторые проблемы в глазах всего мира приобретают гипертрофированный характер. Мы ежедневно слышим об израильской 'оккупации' палестинских территорий, потому что богатые нефтью покровители палестинцев щедро субсидируют их террористические организации, а в прошлом вводили нефтяное эмбарго против тех стран, что сочувствуют Израилю. Однако в мире найдется немало народов, утративших свои исконные земли. Но мы нечасто видим на телеэкране, скажем, тибетских или кипрских беженцев, потому что у них нет покровителей, способных парализовать всю мировую торговлю.

Неожиданный приток нефтедолларов чрезвычайно исказил путь развития Ближнего Востока, где некогда царил традиционный племенной уклад жизни на Ближнем Востоке. Нефтяные доходы поддерживают неэффективную, управляемую государством экономику стран региона, гарантируя одновременно, что все блага достаются немногим. В отсутствие демократии и рыночной экономики большинство арабов живет в нищете, ничего не получая от природных богатств своих стран - и винит иностранцев за то, что те имеют дело лишь с правящей элитой, контролирующей нефтяные краны и экспортные доходы.

Исправление ситуации следовало бы начать с сокращения нашего собственного потребления нефти, увеличения ее добычи в самих США и диверсификации энергетического баланса за счет солнечной и ядерной энергии, использования этанола и газификации угля. Только эти меры позволят Америке - самому закоренелому 'петроголику' мира - обрушить нефтяные цены, подорвав тем самым источник обогащения наших противников. Сложившееся в США 'двоевластие' и небольшое снижение нефтяных цен создают для этого благоприятные возможности. Демократы могли бы потребовать ужесточения мер по экономии энергии и активной разработки альтернативных источников, а республиканцы в обмен на это - добиться роста нефтедобычи и развития ядерной энергетики.

В годы Второй мировой войны энергетически независимые Соединенные Штаты бомбили нефтяные месторождения, контролируемые Третьим рейхом, чтобы прекратить развязанную Гитлером бойню. Сегодня Америка тоже оказалась в состоянии войны - но из-за своей энергетической жажды она ежедневно обогащает собственных врагов.

Виктор Дэвис Хэнсон - историк из Гуверовского института (Hoover Institution) при Стэнфордском университете (Stanford University), и обозреватель Baltimore Sun

_____________________________________________________

В постели с русофобами ("The Guardian", Великобритания)

Никогда не говори 'никогда', но Путин - не Эрнст Блофельд ("The Times", Великобритания)