Россия вчера назвала свою цену за оказание содействия в расследовании обстоятельств смерти от радиационного заражения Александра Литвиненко. Она потребовала от Великобритании выдать врагов президента Путина, которые получили убежище в Лондоне. Ультиматум был предъявлен одновременно с введением российскими властями строгих ограничений на деятельность детективов из Скотланд-Ярда, начавших свое расследование в Москве.
Эти жесткие условия грозят углубить дипломатическую размолвку между Москвой и Лондоном, которая возникла в связи со смертью от отравления радиоактивным полонием-210 Александра Литвиненко, наступившей в конце ноября.
Министр внутренних дел Джон Рид (John Reid) пообещал на этой неделе, что никакие дипломатические препятствия не помешают Скотланд-Ярду в проведении расследования. Однако вчера российский Генеральный прокурор Юрий Чайка сказал девятерым британским детективам из подразделения по борьбе с терроризмом, что им не будет разрешено допрашивать старших офицеров российской секретной службы ФСБ.
Представители Уайтхолла убеждены в том, что заговор с отравлением был организован агентами Федеральной службы безопасности, но Чайка заявил: 'Вопрос о руководстве ФСБ в повестке не стоит'.
Андрей Луговой - это ключевая фигура, интересующая полицию. Он был одним из последних, кто видел Литвиненко в день, когда тот заболел. Но вчера его внезапно положили в больницу в Москве. Он пожаловался, что слишком ослаб от радиационного отравления, чтобы говорить, однако позже со своей больничной койки сказал, что ему нечего скрывать, и он готов встретиться со следователями.
По словам Генерального прокурора, даже когда врачи решат, что Луговой в достаточно хорошем состоянии, чтобы разговаривать со следователями, допрашивать его будут люди из прокуратуры, а не из Скотланд-Ярда. Кроме того, британским детективам придется получать разрешение ФСБ на проведение в Москве любых интервью.
Чайка заявил, что во время проведения интервью британские детективы 'могут принимать в них участие с нашего согласия, но мы также можем не дать своего согласия на это'.
Он добавил, что любой суд над российским подозреваемым должен проходить в Москве.
Российские представители заявили также, что у группы британских следователей не будет возможности задать вопросы бывшему агенту ФСБ Михаилу Трепашкину, который отбывает четырехлетний тюремный срок за разглашение государственной тайны. Трепашкин утверждает, что у него есть важная информация о заговоре с целью убийства Литвиненко.
На вчерашней пресс-конференции Чайка вновь пообещал оказывать полное содействие британскому следствию, однако своими словами продемонстрировал, что работа у Скотланд-Ярда будет нелегкой. Он отрицал, что радиоактивное вещество, которым отравили Литвиненко, было из России, и подчеркнул, что Великобритании придется представить на этот счет веские доказательства, чтобы он мог начать официальное расследование.
Представитель российской тюремной службы Александр Сидоров в связи с этим сказал: 'Трепашкин отбывает срок за государственную измену, поэтому мы не можем разрешить ему контактировать с иностранными службами безопасности'.
Руководство тюрьмы очень оперативно наказало Трепашкина за 'нарушение установленных правил'. Районный суд рассмотрит сегодня заявление о переводе Трепашкина в более надежную тюрьму с более строгим режимом, несмотря на обеспокоенность адвокатов по поводу ухудшения его здоровья.
Тем временем, вчера в посольстве Великобритании в Москве была проведена проверка на наличие следов полония-210 в той комнате, в которую заходил Андрей Луговой для получения въездной визы в Англию. Эксперты заявили, что не надеются найти там радиоактивное вещество.
Представительница Агентства по охране здоровья Великобритании подтвердила, что небольшое количество радиации было обнаружено на стадионе на севере Лондона, причем уровень ее 'едва заметен'. Она повторила уже звучавшее ранее заявление о том, что для здоровья населения опасности не существует, добавив при этом, что обнаруженный уровень радиации даже ниже естественного радиационного фона.
Явно демонстрируя готовность к нагнетанию дипломатической напряженности, Генеральный прокурор увязал следствие по делу Литвиненко с требованием Кремля о выдаче опального олигарха Бориса Березовского, являющегося одним из самых активных критиков президента Путина.
Британские суды трижды отклоняли российские просьбы об экстрадиции бизнесмена-миллиардера, но по словам Чайки, в ближайшем будущем следует ожидать новой заявки на выдачу Березовского и лидера чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева.
Эти люди были близкими друзьями Литвиненко.
Вчера вечером британские дипломаты дали сдержанный ответ на ультиматум России, однако исключили всякую мысль об 'обмене'.
Вчера же отец Литвиненко сказал, что его сын будет похоронен в пятницу в запаянном гробу по мусульманскому обычаю в Лондоне или недалеко от него. По словам Вальтера Литвиненко, сейчас семья вместе с полицией и Агентством по охране здоровья обсуждает вопрос о месте захоронения.
Вчера вечером полиция Неаполя изъяла документы и компьютеры из дома Марио Скарамелла, самозваного итальянского консультанта по вопросам обороны, который встречался с Литвиненко в день отравления. Произошло это после того, как полиция обвинила его в 'незаконном избавлении от отходов'.
Скарамелла утверждает, будто у него есть доказательства того, что ведущие итальянские левые политики являются агентами Москвы. Тем не менее, на него смотрят со все возрастающим недоверием. Его претензии на звание академика пока не находят подтверждения, поскольку ни один из университетов, о сотрудничестве с которыми Скарамелла рассказывал - а это многочисленные заведения от Неаполя до Нью-Йорка, не подтвердил таких фактов.
Британия хочет допросить:
Андрея Лугового, бывшего офицера КГБ. Он работал на московской телевизионной станции, которая принадлежала Березовскому. Проведя некоторое время в тюрьме, он основал собственное дело, предлагая телохранителей богатым россиянам.
Михаила Трепашкина, бывшего офицера ФСБ. В 1999 году он расследовал дела о подрывах домов в Москве, в совершении которых Путин обвинил чеченских сепаратистов. Трепашкин утверждает, что за этими взрывами стоит ФСБ.
Россия хочет экстрадиции:
Первого российского миллиардера Бориса Березовского. Березовский, которому сейчас 61 год, поссорился с Путиным и попросил убежища в Великобритании. На него работали Литвиненко и прочие диссиденты. Кремль требует его выдачи, обвиняя в коррупции.
Министра иностранных дел чеченского правительства в изгнании Ахмеда Закаева. Россия обвиняет его в организации терактов. 50-летний Закаев живет рядом с семьей Литвиненко, он видел Александра Литвиненко за несколько часов до наступления болезни.