Премьера нового фильма об агенте 007 пришлась как нельзя кстати. В фильмах о Бонде существует ритуал смерти, в соответствии с которым никто не умирает обычным способом. Просто выстрела недостаточно. Необходимы невероятные, тщательно разработанные схемы. Невинная девушка, которая умирает, потому что ее кожа перестает дышать после того, как она полностью покрашена золотом, или Джеймс, привязанный к кушетке в ожидании того, как луч лазера разрежет его пополам - известные сцены 'Голдфингера'.
Невероятность обстоятельств смерти необходима для того, чтобы акцентировать жестокий и извращенный характер злодеев, чтобы думали, что таких людей не может существовать. Однако недавно мы стали свидетелями убийства, обстоятельства которого по своей невероятности не уступают фильмам о секретном агенте. Даже у тех, кто верит, что ФСБ (наследница КГБ) способна на грязные трюки, вызывает удивление необходимость прибегнуть к такому невероятному методу, как отравление радиацией, для устранения оппозиционера Президента Путина. Почему не обычная пуля крупного калибра? Неизвестно. Но как бы то ни было, смерть бывшего шпиона Александра Литвиненко является частью очень интересной картины.
Сегодня очень моден, даже среди больших гуманистов, реализм в международных отношениях. Его даже можно назвать неореализмом, по аналогии с неоконсерватизмом. Эти люди, когда-то такие чувствительные к злодеяниям американцев, в этот раз явно собираются красиво поменять свою веру на realpolitik. Особенно, когда события принимают такие cюрреалистические очертания, как в данном случае. Похоже, что realpolitik может уступить место surrealpolitik, абсолютно новой эре в анналах геостратегии.
Как бы то ни было, этот случай иллюстрирует заметную решимость со стороны ФСБ, которая объясняется как внутренней эволюцией в российской политике, так и новым международным контекстом. В том, что касается внутренней ситуации, эта смерть не единственная. Та же судьба совсем недавно постигла российских журналистов и политиков в соседних странах. Кроме того, растут репрессии против оппозиции Президенту, одновременно ограничивается свобода прессы, а Россия все больше превращается в мягкую (пока) тиранию.
Интересно, что это совпадает с укреплением позиций России в мире, прежде всего в Европе. Ясно, что возрождение России на обломках советской империи - это только вопрос времени. И это возрождение сегодня облегчают два обстоятельства: состояние Запада, который сейчас демонстрирует признаки распада, и энергетическое оружие, которое Россия может использовать решительным образом. Война в Ираке была, в основном, проблемой Запада. Речь шла о том, смогут ли США объединить старых союзников по 'холодной войне', чтобы утвердить новый международный порядок, в котором будет главенствовать Запад. Важнейшие из этих союзников, за исключением Великобритании, не захотели следовать за американцами. Это уже наметившаяся тенденция - Европа хочет выйти из-под американской опеки и действовать самостоятельно, как автономная стратегическая единица.
Состояние разобщенности Запада еще раз получило подтверждение на недавнем саммите НАТО в Риге, где никто не смог прийти к соглашению практически ни о чем. При этом, НАТО является символом и инструментом атлантического единства. И если НАТО переживает кризис, единство также находится в кризисе. А Европа, освободившаяся от американской опеки, становится пространством, открытым для увеличения российского влияния. И так совпало, что незадолго до встречи НАТО в Латвии Путин направил для публикации в европейских газетах статью, разъясняющую 'интерес' России к будущему ЕС.
Проблема формулируется просто: или Евросоюз действительно силен, или, освобождаясь от американской опеки, он рискует оказаться под российским влиянием. Примером такого взаимопонимания стала как раз война в Ираке, когда Россия, Франция и Германия объединились против американского решения. Но это опасная игра для Европы, потому что потенциальная власть России над ней очень велика, прежде всего благодаря энергетическому оружию. Во времена СССР такого вида оружия не существовало. В то время использовалась лишь идеология (коммунизм) в сочетании с боевой мощью Красной Армии. Сегодня все иначе. В январе этого года мы смогли почувствовать это на себе, когда Газпром (российский концерн, добывающий и рапределяющий природный газ) решил прервать поставки на Украину, создав энергетический кризис в ЕС. В этом контексте нам было интересно узнать, что бывший канцлер Германии Г. Шредер, после того как проиграл последние выборы, получил хорошее место, предложенное ему Газпромом в Германии. А сейчас не менее интересной новостью стало то, что - наша 'Галп' на днях открыла доступ Газпрому в свой капитал.
Гуманиста, превратившегося в неосюрреалиста, ждет много любопытного в будущем. Сегодня радиоактивные отравления, а завтра что? Хорошо еще, что у Джеймса Бонда не прибавилось ни одной морщинки с 1962 года, и он до сих пор в хорошей форме.
__________________________________________
Уничтожьте 'Газпром'! ("Financial Times Deutschland", Германия)
Новое секретное оружие Путина ("This is money", Великобритания)