'Пейте яд - он очень здоровый', - так молодые грузины призывали москвичей пить грузинскую минеральную воду 'Боржоми'. Такая нетипичная акция состоялась перед зданием российской федеральной службы по фитосанитарному надзору. Именно это ведомство ввело запрет на импорт воды в Россию, а также запретила ввозить грузинское и молдавское вино, польское и украинское мясо, норвежского лосося и голландские цветы. А ранее ввело эмбарго на мандарины из Абхазии, мятежной провинции Грузии. Однако жители российской столицы охотно пили 'Боржоми', потому что никто, находящийся в здравом уме, не верил, что 'водой можно отравиться', как утверждали российские инспекторы. Запрет на импорт продукции растительного и мясного происхождения из отдельных стран - это новая форма ведения российской внешней политики. Так наказываются страны за непослушание Кремлю. За из независимость или стремление вырваться из-под влияния империи фитосанитарный надзор налагает санкции под любым предлогом.
Грузинский яд
'Наши службы уничтожили более 70 тысяч бутылок вина', - сообщило российское телевидение в главном выпуске новостей. Из материала можно было узнать, что произведенное в Грузии вино взорвали саперы на полигоне недалеко от городка Дмитровский (так в тексте - прим. пер.). Главный ветеринар Москвы Николай Филатов триумфально провозгласил, что таким образом запрет на импорт вина из Грузии и Молдавии доведен до логического конца. 'Нас мучил вопрос: что делать с конфискованным вином. Вероятно, мы нашли самое лучшее решение', - заявил он.
В мае 2005 г. российская санитарная инспекция ввела запрет на импорт грузинских вин, коньяков и минеральной воды. Причиной тому послужила фальсификация санитарных свидетельств и снижение качества продукции. 'Мы не можем допустить того, чтобы алкоголь такого ужасного качества залил нашу страну', - заявил главный санитарный инспектор Геннадий Онищенко. Проблема в том, что - как утверждает министр сельского хозяйства Грузии Михаил Свимонишвили - россияне не представили доказательств. А в результатах лабораторных исследований не указано, на каких продуктах они проводились.
Попытки погасить конфликт ничего не дали, несмотря на неоднократные встречи представителей российских и грузинских санитарных служб и проведение российских инспекций в грузинских фирмах. До сих пор в России нелегальны знаменитые грузинские вина 'Мукузани', 'Киндзмараули' и 'Саперави'. Вероятно, выпить их могут только саперы, взрывающие бутылки.
Молдавский яд
С молдавским вином было так же, как и с грузинским. Однако недавно, после встречи лидеров России и Молдавии, ситуация изменилась. Президент Молдавии Владимир Воронин даже благодарил Россию за введение запрета на импорт вина и соков из его страны: 'Благодаря этому мы провели огромную работу, создали центральную лабораторию, которая изучает качество наших продуктов'. Эти слова молдавский лидер произнес во время прошедшего недавно саммита государств СНГ в Минске. Он уже тогда знал, что Россия дала предварительное согласие на отмену части ограничений на импорт товаров из Молдавии. Однако тот же Воронин в мае прошлого года после введения эмбарго на импорт вина не сомневался, что причины эмбарго являются внеэкономическими.
В интервью 'Независимой газете' он заявил, что это 'связано с Приднестровьем' - мятежной молдавской провинцией, которую, на самом деле, контролируют Россия и разнообразные преступные группы. Москве не понравилось и то, что Воронин попытался освободиться от ее опеки, несмотря на то, что он коммунист. Он официально заявил, что его страна будет стремиться к членству в Европейском Союзе и даже распорядился арестовать российских бизнесменов, подозреваемых в шпионаже. Что важнее всего, он не хотел примириться с российским господством в Приднестровье. До поры до времени. Молдавский президент капитулировал, а ценой за отмену эмбарго будет допуск в Молдавию российских инвесторов, прежде всего, 'Газпрома'. Можно ожидать, что загорится зеленый свет для т.н. плана Дмитрия Козака. Он предусматривает, что единственным посредником в решении конфликта в Приднестровье будут российские власти.
Норвежский яд
Российский рыбацкий катер 'Электрон' не раз браконьерствовал в норвежских территориальных водах. Однако капитан Валерий Яранцев стал национальным героем только тогда, когда, убегая от норвежцев, взял заложников - двух инспекторов норвежской береговой охраны.
Государственные СМИ долго расхваливали его 'смелость', а министр обороны Сергей Иванов предупредил власти в Осло о последствиях, которые ждут норвежские корабли в том случае, если, преследуя браконьера, они войдут в российские территориальные воды. Норвежцы не оценили 'героического' поступка, потребовав выдачи капитана Яранцева и суда над ним. Российским властям пришлось заплатить штраф за то, что российские рыбаки нарушают международные договора и не соблюдают квот на отлов рыбы. Через две недели после этого события российский санитарный надзор сделал сообщение, из которого следовало, что мясо норвежского лосося опасно для здоровья. На сайте санитарного надзора можно было прочесть, что нет причин связывать эмбарго с делом капитана Яранцева. Эмбарго было отменено после того, как норвежцы только символически наказали Яранцева.
Подобным образом поступили и в отношении Литвы. Когда в этой стране разбился российский самолет, его пилот Валерий Троянов был задержан литовскими властями. Российский фитосанитарный надзор немедленно объявил об обнаружении фальшивых документов на замороженную рыбу, доставляемую транзитом через территорию Литвы. Рассматривался вариант введения запрета на импорт рыбы, а позже и мясопродуктов из Литвы. Когда российский пилот был освобожден, угроза вдруг исчезла.
Абхазский яд
С тех пор, как федеральная служба по фитосанитарному надзору стала главным орудием борьбы с непослушными государствами, ее руководству приходится проявлять большую фантазию. Не всегда было легко найти повод для немедленного введения эмбарго на какой-либо товар. - Разумеется, всегда можно сфальсифицировать результаты лабораторных исследований или сами документы, однако это рискованное предприятие, - считает политолог Алексей Мухин. По его мнению, это может привести к международным скандалам, которых Россия хочет избежать. Поэтому выискиваются универсальные решения.
Необычную карьеру в России сделал маленький паразит, которого здесь называют трипсом. Трипс, паразитирующий на фруктах и цветах, всегда появляется там, где нужно ввести эмбарго. Трипса обнаружили контролеры на пограничном переходе с Абхазией, мятежной грузинской провинцией. Немедленно был запрещен ввоз в Россию абхазских мандаринов. Абхазия живет туризмом и экспортом фруктов в Россию, поэтому такое решение было ударом для ее экономики. Настоящей причиной эмбарго были политические события в Сухуми. Там шла борьба за президентское кресло. Соперниками были Сергей Багапш и Рауль Хаджимба. Первого поддерживали соотечественники, но он не нравился Кремлю. Поэтому Россия делала все, чтобы не допустить его победы. Однако продолжавшаяся несколько часов встреча Сергея Багапша с Владимиром Путиным принесла результат. Москва согласилась на его кандидатуру. На следующий день трипс из абхазских мандаринов исчез, а единственный пограничный переход между Россией и Абхазией в Псоу был вновь открыт.
Польско-украинский яд
Без тени сомнения можно сказать, что полякам и украинцам нечего рассчитывать на решение проблемы эмбарго путем организации пышных приемов. Введение запрета на импорт продуктов растительного и животного происхождения из этих стран имело, прежде всего, политический характер.
Разумеется, место, освобожденное польскими экспортерами, уже заняли фирмы из других стран. Однако изначальной причиной введения эмбарго на продукты из Польши наверняка была тихая польско-российская война за влияние в Восточной Европе. А ограничения на импорт мяса с Украины были введены после победы 'оранжевой революции'. Для среднестатистического россиянина это решение было более болезненным, чем эмбарго на мясо из Польши. Ведь украинское 'сало' - для многих излюбленная закуска к выпивке. Ограничения уже почти полностью отменены. Это стало возможным после повторного прихода к власти Виктора Януковича. Чем больше Украина отдаляется от Европейского Союза и НАТО, тем больше у нее шансов на решение проблем в торговле с Россией.
__________________________________________________
Московский эскадрон смерти ("Wprost", Польша)
Швырни мясом в Путина* ("Nie", Польша)