Российский президент, который все эти годы последовательно укреплял свою власть внутри страны, хочет возвести Россию в ранг великой мировой державы. Результаты, правда, получаются неоднозначными, а используемые методы порою бывают слишком поспешными.
'Слава России! Слава Святой России!'. Возгласы толпы разносятся в сухом холодном воздухе. Бритоголовые, блондинки в мехах, старики в поношенных куртках, студентки на плечах своих приятелей. Более тысячи демонстрантов собрались 4 ноября около статуи Льва Толстого в Москве по случаю Дня народного единства.
'Россия будет Россией, только когда русские станут господствующей нацией!', - кричит выступающий на трибуне. 'Ура!', - поддерживает его толпа. Пенсионер возносит к небу православный крест. Другой старик потрясает плакатом, на котором изображен косматый еврей с крючковатым носом, держащий в руке окровавленную детскую голову. Кто-то в толпе вскидывают руки в нацистском приветствии. 'Подумаешь! Этот жест использовали и древние римляне', - говорит в оправдание Всеволод, длинноволосый преподаватель физкультуры.
Речи следуют одна за другой. Их переполняет ненависть к иностранцам, бюрократам, политикам. . . Ко всем власть предержащим страны. Всем, кроме одного: Путина. Ни одного упоминания. Ни одного дурного слова. Полная неприкосновенность. Даже в глазах новоявленных русских 'наци'. Почему? 'Потому что он говорит правильные вещи, - заявляет приплясывающая под оглушающие звуки динамиков бабушка. - И он - за мир!'. Странный комплимент человеку, который начал вторую чеченскую войну. . . Но так обстоят дела. Бывший скромный майор КГБ, до сих пор вызывает симпатии. Он пользуется большой популярностью не только у этих возмущенных националистов. Человек, на которого не поставили бы и копейки, неприметный чиновник, был вознесен в августе 1999 года на олимп власти Борисом Ельциным, который искал себе лояльного преемника, способного прикрывать его темные делишки. . . А теперь его популярность выше, чем у рок-звезд! Согласно исследованию Института Левады, к нему положительно относятся 76 процентов населения. Большинство россиян даже хотят, чтобы он пересмотрел свое решение не баллотироваться на следующих президентских выборах в 2008 году. 'Еще бы, альтернативы же не существует!', - говорит Ирина Хакамада, независимый кандидат на прошлых президентских выборах. И это тоже правда. За шесть лет пребывания у власти пятидесятичетырехлетний Путин мастерски освоил искусство выводить из игры своих оппонентов и держать в узде телевидение. Это, несомненно, принесло свои плоды.
Он обязан своей популярностью одному единственному фактору: процветанию, которое вернулось в страну, благодаря манне небесной. С момента резкого роста цен на нефть, сибирские недра изрыгают слитки золота - по 3 миллиарда долларов в неделю, - которыми забиваются сейфы Центробанка. В итоге зарплаты уменьшаются, магазины завалены продовольственными товарами, средний класс становится на ноги. Приятное разнообразие после хаоса ельцинской эпохи.
И на голову бывшего петербуржского паренька, заядлого дзюдоиста, поступившего в КГБ в возрасте 23 лет, возлагается царская корона! Но только в глазах россиян. На Западе 'царь' внушает страх. Он является воплощением авторитарной России, которая хочет взять реванш. Иногда готовой вернуться во времена 'холодной войны'. О чем напомнила таинственная смерть бывшего российского шпиона Александра Литвиненко, врага режима, отравленного в Лондоне с помощью радиоактивного вещества.
Действительно, Путин без конца демонстрирует свою силу. В прошлом году он перекрыл поставки газа на Украину, этой зимой он угрожает проделать то же самое с Грузией. Он прошелся 'мелкой гребенкой' по деятельности иностранных НПО. Он поставил вопрос о возможном отзыве лицензий на разработку месторождений у иностранных европейских компаний (у 'Shell' на Сахалине, у 'Total' на Харьягинском месторождении). Он даже пригрозил запретить импортные поставки мяса из ЕС на следующий же день после вступления в него Румынии и Болгарии. Раздражительность, причины которой хорошо известны. Путин не может 'переварить' переход в западный лагерь бывших советских республик, которые сегодня готовы попасться в расставленные натовские силки. 'Не стоит оскорблять великую страну, насчитывающую 150 миллионов жителей', - предупреждает, говоря о Грузии, близкий к Кремлю политолог Сергей Марков.
Отсюда и похолодание в отношениях с Вашингтоном и Брюсселем. 'Можно констатировать недостаток доверия', - признал этим летом председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, которого огорчило, что Россия использует 'энергетическое оружие' в целях шантажа.
Но это еще не все. Существуют и другие изменения в стране, которые вызывают беспокойство Запада. Например, волна национализма, по которой мастерски скользит Владимир Путин, пользуясь лозунгом: 'Защитим интересы коренных россиян'.
Страну также разъедает коррупция. 'Это - угроза стабильности', - признает даже Геннадий Гудков, дородный полковник ФСБ, возглавляющий в Госдуме комитет по безопасности. 'Должность правительственного чиновника можно купить за сумму от 500000 до 1 миллиона долларов', - не колеблясь, сообщает он. Инвестиции, которые окупаются очень быстро. Этот чиновник затем ежегодно получает взяток на сумму порядка 800 000 долларов.
И уж можно даже не упоминать о том, что в стране опять участились заказные убийства (журналист Анна Политковская, вице-президент Центробанка Андрей Козлов). 'Мафия - итальянское слово. . . не русское', - заявил Путин своим оторопевшим европейским коллегам, которые попробовали покритиковать его на саммите в Финляндии.
Плевок в сторону Запада. Будто бы терять ему уже нечего. 'Он больше не питает иллюзий в отношении Запада. Он понял, что там его никогда не полюбят', - говорит Андрей Колесников, журналист из президентского пула СМИ и большой 'знаток' Путина. Недавние события послужили тому подтверждением. Это произошло полтора месяца назад, в германском Дрездене во время встречи с Ангелой Меркель. Визит обещал быть весьма приятным. Именно в Дрездене Путин работал по линии КГБ. Пять лет, проведенных за сбором разведданных о местных политических лидерах. Итак, он с удовольствием заново открывает для себя город бывшей ГДР. Как вдруг. . . За несколько месяцев до этого визита канцлер попросила Путина включить германские компании в список предприятий, которые будут разрабатывать гигантское газовое месторождение Штокмановское в шельфе Баренцева моря. Друг Путина Герхард Шредер ушел в отставку. Поэтому он хочет подружиться с Меркель. 'В течение нескольких месяцев он пытался придумать, как сделать ей приятное', - рассказывает очевидец. И вот 10 октября Путин преподносит канцлеру 'царский подарок': газ со Штокмановского месторождения не пойдет, как было изначально запланировано, в Соединенные Штаты, а будет снабжать трубопровод, который строится по дну Балтийского моря Россией в партнерстве с германскими компаниями. Но вот сюрприз! Меркель воспринимает эту новость крайне прохладно и как бы нехотя цедит слова благодарности. Путин воспринял это как пощечину.
Еще один инцидент омрачил его визит. Во время встречи двух глав государств в зале заседаний резко похолодало. Путин снял пиджак и предложил накинуть его на плечи канцлера. Та раздраженно отказалась. Новое оскорбление. Путин уехал из Германии разгневанным. Он получил еще одно подтверждение тому, что его стратегия 'обольщения' Запада потерпела крах.
А ведь он сделал все, чтобы добиться поставленной цели. 'Нужно действовать через журналистов и общественное мнение', - сказал ему Игорь Шувалов во время подготовки саммита 'большой восьмерки' под председательством России. Сказано - сделано! За шесть месяцев до саммита Кремль нанимает американскую компанию по связям с общественностью 'Ketchum'. Задача: 'отлакировать' имидж Путина. Удар мимо цели. На июльском саммите 'большой восьмерки' война в Ливане 'украла лавры' у Путина.
Администрация Буша его игнорирует, Евросоюз относится к нему настороженно, в этих условиях у Путина остается единственная надежда - поддержка Жака Ширака, который свято верен принципу, что 'не стоит унижать Россию'. В сентябре президент Франции даже наградил Путина Орденом Почетного легиона высшей степени. Рвение, которое возмущает всех наблюдателей за соблюдением прав человека в России. Затем Ширак попытался пригласить Путина на саммит НАТО в Ригу на празднование своего семидесятичетырехлетия. Ширак - хороший человек, считает Путин.
Уйти в зените славы
Ну, уж уйти красиво ему никто не помешает. Решение принято. Он не будет выставлять свою кандидатуру на ближайших президентских выборах 2008 года. И не будет вносить изменения в конституцию, которая не разрешает действующему президенту баллотироваться на третий срок. 'Если не грянет третья мировая война, он не изменит своего решения', - говорит Глеб Павловский, вхожий в Кремль политолог.
Почему? Прежде всего потому, что удача может и отвернуться. Достаточно, чтобы цены за баррель упали, и на горизонте снова замаячит призрак кризиса. Путин хорошо это понимает. Поэтому лучше уйти в зените славы.
Еще одна причина: усталость. 'Он хочет заняться чем-нибудь другим', - говорит Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции 'Эхо Москвы'. 'Он чувствует себя в своей тарелке, но утратил свой первоначальный энтузиазм', - считает Жорж Соколоф (Georges Sokoloff), автор книги 'Метаморфозы России' ('Métamorphose de la Russie'), входящий в тридцатку международных экспертов, которых ежегодно приглашают на встречу с Путиным.
Действительно, сильный человек Кремля сбавляет темп. Он больше времени проводит на конных прогулках и в бассейне. Он уделяет больше внимание своей физической форме, так как недавно прибавил 3 килограмма в весе. Он чаще посещает парикмахера. Президентский кортеж все позже выезжает с московской дачи Путина по направлению к Красной площади. Теперь это происходит около 13 часов, а не 11-ти, как раньше. Этим летом, в первый раз за время своего президентства, Владимир Путин на два месяца перенес свой рабочий кабинет в Сочи, курорт на Черном море. 'Зато Вы не будете томиться в пробках', - сказал он своим озадаченным министрам и предложил присоединиться к нему.
Даже стратегические совещания по безопасности, которые раньше продолжались четыре часа, теперь проводятся за час, а иногда и за полчаса.
Но конек Путина не изменился: это - газ. Сила, питающая вновь обретенное величие России. Он дока в этой области. Он знает о газе почти все. 'Да? А я думал, что речь идет о трубопроводе с мощностью 72 тонны!', - удивленно воскликнул он три недели назад во время встречи с президентом транспортной компании 'Транснефть', когда тот представлял ему свою инвестиционную программу. 'Нет, 74 тонны, Владимир Владимирович'.
Тот же пыл во время последней встречи с президентом Анголы. В течение трех часов Путин излагал стратегию 'Газпрома' в Африке. Нет никаких сомнений: хозяин месторождений - именно он. Все люди из его ближайшего окружения занимают ключевые должности в этой отрасли. Дмитрий Медведев совмещает должность первого заместителя премьер-министра с постом председателя совета директоров 'Газпрома'. Игорь Сечин, глава президентской администрации, правит нефтяным гигантом 'Роснефть'. А Владислав Сурков, еще один помощник президента, занимает руководящий пост в транспортной компании 'Транснефть'. В общей сложности семь человек из его команды контролируют 40 процентов ВВП России.
Есть отчего разыграться аппетиту! Особенно когда начальник собирается паковать вещи. . . Теперь в Кремле вовсю идет война кланов. 'Это настоящий Нью-Йорк тридцатых годов', - шутит Владимир Семаго, депутат президентской партии 'Единая Россия'. 'Одни боятся все потерять, а другие спешат получить свои дивиденды', - говорит Марат Гельман, владелец художественной галереи и бывший советник президента. Есть и такие, кто хочет уговорить Путина остаться. Любым возможным способом? Не исключено. 'Такие люди заинтересованы в том, чтобы вбить клин между Россией и Западом', - говорит политолог Сергей Марков. Чтобы было проще представлять Путина как единственную надежду России. Убийства бывшего шпиона Александра Литвиненко и журналистки Анны Политковской, не их ли рук дело? Пока еще рано об этом говорить.
Умение во время смешать карты
На данном этапе наблюдается противоборство двух фракций: либералов и феэсбешников, возглавляемых соответственно Дмитрием Медведевым (41 год) и министром обороны Сергеем Ивановым (53 года). Путин назначил обоих заместителями премьер-министра, и с тех пор они считаются почти официальными кандидатами на президентский пост. Так значит все решено? Отнюдь нет. В последнюю минуту может появиться темная лошадка. И выиграть скачки.
Путин мастерски владеет искусством смешивать все карты. Он остался верен своим старым кагэбэшным приемам. Последний, кто испытал их на себе, был Дмитрий Рогозин. Три года назад Путин дал ему зеленую улицу и поручил создать новую партию 'Родина'. 'Путин умел по-особому взглянуть на него, создать у него иллюзию дружеских отношений, и тот попался на удочку!', - вспоминает Глеб Павловский. Действительно, Рогозин почувствовал себя раскрепощено, стал часто позволять себе критические замечания. И в один прекрасный день власть решила вывести его из игры. Посыпались угрозы. Сын одного из его сотрудников был похищен. Другому его соратнику плеснули кислотой в лицо. И в декабре 2005 года сверху был спущен 'указ'. 'Два кремлевских сотрудника назначили мне встречу в гостинице и попросили подать в отставку. Иначе у меня будут неприятности', - рассказывает Рогозин. Конец игры для 'дофина на час'.
Справедливости ради нужно отметить, что у Рогозина был существенный 'недостаток'. Он не принадлежал к ближнему кругу президента. Так как действительно приближенные имеют шанс. Они могут не бояться гнева хозяина. Что у них общего? Они работали вместе с Путиным в КГБ, или позже, в 1990-х годах, в мэрии Санкт-Петербурга. Если Вы соответствуете этим двум критериям, Вам обеспечена неприкосновенность! Этим-то и объясняется вызывающий удивление постоянный состав его 'гвардии'. И когда кто-то извне пытается вывести на чистую воду одного из приближенных, замешанного в коррупции, Путин дает резкий ответ: 'Можете это доказать?'. И вслед за этим: 'Мне некем его заменить'. В ходе одной из частных встреч, ведущие представители СМИ, поделились с ним своей обеспокоенностью ростом коррупции среди его доверенных лиц, выходцев из секретных служб. Путин одарил присутствующих присущей ему ироничной усмешкой: 'Не бойтесь, больше всего они любят деньги, а не власть'. Нельзя сказать, что его слова сильно всех успокоили.