Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как быстро Буш все забыл

Можно быть и диктатором и союзником Америки одновременно

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кое-кто полагает, что план Буша по продвижению свободы был похоронен в прошлую среду докладом группы по изучению ситуации в Ираке. На самом деле, история покажет, что администрация довольно сильно придушила собственного ребенка, причем сделала это еще до того, как скатившийся в пропасть гражданской войны Ирак воскресил Джеймса Бейкера и прочих друзей-'реалистов' ближневосточных диктаторов.

Кое-кто полагает, что план Буша по продвижению свободы был похоронен в прошлую среду докладом группы по изучению ситуации в Ираке. На самом деле, история покажет, что администрация довольно сильно придушила собственного ребенка, причем сделала это еще до того, как скатившийся в пропасть гражданской войны Ирак воскресил Джеймса Бейкера (James Baker) и прочих друзей-'реалистов' ближневосточных диктаторов.

Подтверждение такому выводу можно было найти в Вашингтоне в день представления Бейкером своего доклада, когда представители администрации, члены Конгресса и руководители бизнеса собрались на блистательный обед в честь первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой, прибывшей в США с визитом.

Супруг Алиевой Ильхам правит втиснутой между Россией и Ираном мусульманской страной, которая вот-вот станет крупным экспортером нефти и газа, обладая стратегическими трубопроводами, предлагающими Европе альтернативу российским поставщикам. Страна также находится на переломном этапе в политическом плане. Алиев, унаследовавший власть от своего отца - сатрапа советской эпохи, колеблется между установлением собственной диктатуры и либерализацией политической системы по западному образцу.

Примерно в течение года после своей пламенной речи во время второй инаугурации, когда Буш пообещал 'продвигать и поддерживать развитие демократических движений и институтов во всех странах', президент, как казалось, старался сдержать эти свои слова в отношении Азербайджана. В своем письме, а также через посланцев от Госдепартамента он призывал Алиева к проведению свободных и честных выборов и обещал взамен 'поднять взаимоотношения наших стран на новый стратегический уровень'. К сожалению, Алиев посчитал слова Буша блефом. В октябре 2005 года он устроил такие выборы, которые даже симпатизирующий Алиеву Госдепартамент охарактеризовал как полные 'крупных нарушений и фальсификаций'. За несколько дней до выборов он арестовал сотни политических оппонентов и возможных соперников, в том числе, одного из своих прозападных министров Фархада Алиева.

И тем не менее, в апреле этого года Буш принимал президента Алиева в Белом Доме и расхваливал его сотрудничество с западными энергетическими компаниями, ничего при этом не сказав, по крайней мере публично, о подтасованных выборах и политических заключенных. Американские официальные лица в тот момент заявляли, что необходимо ослабить давление США на Алиева, чтобы уменьшить риск и не подтолкнуть его в объятия российского президента Владимира Путина. Путин очень активно обхаживает диктаторов Центральной Азии, стремясь создать фактическую монополию России на энергоресурсы этого региона.

Алиев сделал из этого весьма предсказуемый вывод: что он может быть и диктатором и союзником Америки одновременно. Надо лишь поставлять энергоресурсы и сотрудничать в вопросах безопасности. Поэтому Азербайджан качает нефть в Европу и обещает подавать этой зимой газ в прозападную Грузию. Он разрешает американским военным использовать свое воздушное пространство и якобы предоставляет ЦРУ возможность следить со своей территории за происходящим в Иране. Тем временем, правительство Алиева систематически наносит удары по демократическим силам страны, проявляя благосклонность к союзникам России. В положении проигравших оказываются те самые 'демократические реформаторы', которым Буш говорил: 'Когда вы выступите за свободу, мы выступим вместе с вами'.

Фархад Алиев (он не родственник президента) один из них. Во время визитов в Вашингтон в качестве министра экономического развития он открыто заявлял о том, что Азербайджану необходимо принять принципы западной демократии и выступить в качестве союзника Соединенных Штатов. У себя дома он произнес ставшие известными слова: 'Россия - это прошлое Азербайджана, а Запад - его будущее'.

Этот человек вот уже 14 месяцев находится в тюрьме. Посещать его не разрешают ни членам семьи, ни даже врачам, стремящимся обследовать Фархада Алиева в связи с имеющимися у него проблемами со здоровьем. Его обвиняют в самых разных преступлениях: то в организации заговора, то в коррупции, то в убийстве оппозиционного журналиста - но в каждом из случаев бездоказательно. Его ни разу не допрашивали, ему даже не предъявили официального обвинения. Запросы по его поводу со стороны Госдепартамента (который признает его 'приверженность реформам') и ряда членов Конгресса правительство Азербайджана игнорирует либо надменно отвергает. Тем временем, энергосырьевые активы Алиева и его брата Рафика, который также находится в тюрьме, были конфискованы и проданы 'пророссийским коммерческим предприятиям, которым покровительствуют власти Азербайджана'. Именно такой вывод по данному вопросу сделал в своем исследовании вашингтонский юрист Чарльз Бот (Charles R. Both).

24 ноября администрация Алиева закрыла единственную независимую радио- и телевизионную станцию страны под названием ANS. Ее обвинили 'в несанкционированной передаче ряда зарубежных радиопрограмм', таких станций как 'Голос Америки', Радио 'Свобода' и Би-Би-Си. Две российские телевизионные станции, контролируемые правительством Путина, продолжают свое вещание на страну без всяких препятствий. Официальным представителям США, выразившим свой протест в связи с закрытием, было сказано, что такие действия стали результатом излишнего усердия лицензирующих органов (что довольно неправдоподобно).

Несмотря на эту провокацию, администрация Буша предложила свое полное содействие в проведении визита жены Алиева, которая является депутатом парламента и строит собственную политическую карьеру. Данный визит очень широко освещался государственными средствами массовой информации Азербайджана, которые изображали его как доказательство тесных связей между Алиевым и Бушем. И это не удивительно: на следующий день после гала-обеда Мехрибан Алиеву принимала в Белом Доме первая леди США Лора Буш. Поднимался ли там вопрос о политических заключенных, таких как Фархад Алиев? Это печально, но по прошествии менее чем двух лет с момента рождения плана продвижения свободы сама идея принципиального давления со стороны Белого Дома Буша выглядит смехотворно.