В очередной раз стала очевидной цена ведения бизнеса в России. Москва, судя по всему, наконец смогла втиснуть государственную газовую монополию "Газпром" в проект по производству сжиженного природного газа "Сахалин-2", осуществляемый компанией "Royal Dutch Shell". Условия сделки пока не известны, однако ожидается, что "Газпром" в конце концов возьмет под контроль этот газовый проект стоимостью 20 миллиардов долларов США - крупнейший в своем роде - в обмен на некоторые нефтяные активы и, возможно, некоторую сумму наличными.
Несмотря на то, что это стало очевидным ударом для "Shell", аналитики и представители отрасти давно ожидали, что "Газпром" получит крупную долю в проекте тем или иным способом. Хотя жизнеспособность проекта никогда не подвергалась сомнениям, руководители "Shell" высказывали беспокойство по поводу задержек в строительстве и производстве, которые могли повлиять на экономику проекта.
По крайней мере, Россия не разорвала соглашение о разделе продукции совсем, как опасались некоторые наблюдатели. Вместо этого Россия пошла по знакомому пути следования букве - если не духу - закона, как она сделала в случае с ЮКОСом. Хотя корпорация "Shell" подписала в июле 2005 года с "Газпромом" меморандум о взаимопонимании, они не могли договориться о сделке из-за превышения расчетной стоимости проекта. Москва оказала давление на "Shell", отозвав выданные ранее экологические разрешения, что остановило работу проекта. Иностранные нефтяные и газовые компании познают методы России. Сахалинские события могут ослабить желание инвестировать в Россию, однако привлекательность все еще слишком велика.