Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Шантажисты часто добиваются того, чего хотят, и российское государство здесь не исключение. Похоже, что Москва, наконец, смогла внедрить российскую государственную монополию 'Газпром' в газовый проект Royal Dutch Shell 'Сахалин-2'.

Шантажисты часто добиваются того, чего хотят, и российское государство здесь не исключение. Похоже, что Москва, наконец, смогла внедрить российскую государственную монополию 'Газпром' в газовый проект Royal Dutch Shell 'Сахалин-2'. Условия сделки пока не ясны, но 'Газпрому' в итоге все равно достанется контрольный пакет этого проекта стоимостью 20 миллиардов долларов - крупнейшего в своем роде в России. Согласно поступающим сообщениям, взамен Shell получит некие нефтяные активы и возможно, немного денег. Shell и два его японских партнера - Mitsui и Mitsubishi, станут миноритарными инвесторами в сахалинском проекте.

У компании выбор был невелик. 'Сахалин-2' - единственный крупный энергетический проект, остававшийся без участия российских партнеров. Это продукт своего времени: в 90-е годы компания Shell заключила с Россией соглашение о разделе продукции, когда страна была ослаблена, а цены на нефть низки. По условиям таких соглашений, российское государство начинает получать свой кусок пирога только тогда, когда иностранные нефтяные компании возместят вложенные инвестиционные средства. В случае с 'Сахалином-2', сумма сметных капиталовложений удвоилась, составив 20 миллиардов долларов, и русские не захотели ждать своей очереди слишком долго.

По крайней мере, Россия не разорвала это соглашение о разделе продукции в клочья, как опасались некоторые. Вместо этого она пошла по знакомому всем пути, следуя букве (но не духу) закона, как уже было в случае с ЮКОСом. Хотя компания Shell в июле 2005 года подписала с 'Газпромом' меморандум о взаимопонимании, после роста инвестиционных издержек стороны не могли договориться. Москва давила на Shell, отбирая у компании экологические разрешения, что по сути дела привело к остановке работ по проекту.

Иностранные нефтяные и газовые компании привыкают к российским методам. События на Сахалине могли вызвать у них отвращение к инвестированию средств в России, однако соблазн по-прежнему слишком велик. Взгляните на итальянскую нефтегазовую компанию ENI. Среди прочего, она подписала с 'Газпромом' соглашение о совместном приобретении добывающих объектов в России. Итальянцы понимают, что для успешного ведения дел в этой стране им нужен правильный партнер. Судя по сахалинским событиям, выбор они сделали верный.

________________________________________________

Газовые захваты 'Газпрома' ("The Financial Times", Великобритания)

Вот и Shell получил свою 'дозу полония' ("The Wall Street Journal", США)