Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как страны Персидского залива могут начать новую ядерную гонку

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Принятое в минувшие выходные шестью членами Совета сотрудничества в Персидском заливе решение о запуске невинного на вид совместного проекта по развитию ядерной энергетики является самым ясным сигналом того, что ядерные программы Ирана, независимо от того, нацелены они на создание атомной бомбы или нет, могут ускорить распространение оружия массового поражения на Ближнем Востоке

Принятое в минувшие выходные шестью членами Совета сотрудничества в Персидском заливе решение о запуске невинного на вид совместного проекта по развитию ядерной энергетики является самым ясным сигналом того, что ядерные программы Ирана, независимо от того, нацелены они на создание атомной бомбы или нет, могут ускорить распространение оружия массового поражения на Ближнем Востоке.

Но действия таких признанных ядерных держав, как США, Россия и Британия, и растущее недовольство таких важнейших неядерных, неприсоединившихся государств, как Индонезия и Аргентина, также усиливают опасения того, что основополагающий договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) становится все менее актуальным.

Страны Персидского залива - Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар и ОАЭ - ясно дали понять, что, как и Иран, они нуждаются в ядерном ноу-хау исключительно в 'мирных целях'. Идея арабской бомбы появляется не впервые. Египет, Алжир, Марокко и Саудовская Аравия уже заявляли о намерении развивать ядерную энергетику.

Заявление совета было сделано на фоне роста противоречий между шиитским Ираном и государствами Персидского залива, в которых преобладают сунниты, по вопросу политической неурядицы в Ливане и анархии в Ираке. Но время для этого заявления было подобрано так, чтобы оно рассматривалось как прямолинейное предупреждение администрации Буша проигнорировать рекомендацию Группы по изучению Ирака о смягчении политики в отношении Ирана.

Возможно, сигнал стран Персидского залива также предназначен России, которая все еще спорит с Британией и Францией об условиях резолюции ООН по санкциям в отношении Ирана. По мнению дипломатов, резолюция, обсуждение которой началось в июле, может быть окончательно принята на этой неделе. Но Москва ее ослабила. Даже в качестве первого шага это не та единая решительная позиция против распространения ядерного оружия, к которой стремились США и ЕС.

Основной смысл резолюции - в запрете на продажу или передачу Ирану ядерных и ракетных технологий. Но это не пугает иранских дипломатов, которые заявляют, что Иран не создает ядерное оружие, а ракет у него достаточно. Все равно он намерен нанести ответный удар. 'Если будут санкции ООН, то мы наложим торговые санкции на Британию, Францию и Германию. Наш ответ будет быстрым и пропорциональным', - заявил представитель Ирана.

Приверженность самой России ДНЯО также стоит под вопросом. Министр обороны Сергей Иванов, являющийся вероятным преемником Владимира Путина, на прошлой неделе с гордостью объявил о вводе в строй новой, мобильной модификации ракеты 'Тополь-М' с ядерной боеголовкой. Ранее эти ракеты, способные поразить цели в радиусе 10 000 км, размещались в подземных шахтах. Они были созданы специально для преодоления американской системы ПРО, - заявил Иванов. Эти ракеты являются дополнением к другому российскому 'оружию сдерживания' - ракетам морского базирования 'Булава'.

Но со стороны США и Британии возмущаться поведению Москвы было бы лицемерием. В минувшие выходные план президента Буша по предоставлению Индии ядерного топлива был одобрен Конгрессом. Новый закон официально прощает Индию за тайную, дестабилизирующую разработку ядерного оружия в 1990-е годы и нынешний отказ от подписания ДНЯО в обмен на стратегическое (читай 'антикитайское') сотрудничество с Вашингтоном - и предпочтительный режим торговли с американскими компаниями.

Вместо постепенного разоружения, которого требует ДНЯО, США разрабатывают ядерный арсенал 'малой мощности', который теоретически может быть с большей готовностью использован на поле боя. В силу этого и ряда других факторов, в частности плана Британии по замене ракет Trident и упорного игнорирования Северной Кореей - новоявленной ядерной державой - международного права и мнения всего мира, растут опасения того, что такие страны, как Бразилия и ЮАР, добровольно отказавшиеся от участия в ядерной гонке, могут чувствовать себя обязанными пересмотреть свое решение.

Со своим односторонним подходом Америка обрела неожиданных единомышленников. Как пишет в журнале Arms Control Today Жан дю Приз (Jean du Preez) из Монтерейского университета в Калифорнии, недавно Вашингтон вместе с Северной Кореей 'проголосовал против предложенной Японией довольно безобидной резолюции о придании нового импульса усилиям по полному уничтожению ядерного оружия'. Он также заблокировал ряд других инициатив в области разоружения. По мнению ученого, такие двойные стандарты могут привести к тому, что ДНЯО потеряет актуальность: 'Режим ядерного нераспространения испытывает серьезные проблемы'.

_________________________________________________

Оружие массового уничтожения ("The Washington Post", США)

Возрождение российского ядерного оружия ("Newsweek", США)