После окончания 'холодной войны' отношения между США и Россией никогда не были так плохи, как сегодня. Однако, хотя Россию уже нельзя считать нашим сговорчивым союзником, как это было в 1990-е гг. при Борисе Ельцине, пока преждевременно делать вывод, что Владимир Путин ведет страну по пути, неизбежно превращающему ее в нашего противника. В условиях, когда Россия нам не друг и не враг, Вашингтону необходимо четкое понимание, на какие отношения с Кремлем мы можем реально рассчитывать, и каким способом этого добиться.
Одна из существующих точек зрения заключается в том, что США могут и должны стремиться к установлению с Россией 'стратегического сотрудничества в узком смысле слова, не полномасштабного партнерства или близкой дружбы, но реального стратегического сотрудничества по ключевым проблемам, решение которых необходимо США'. Именно об этом заявил в интервью Washington Times на прошлой неделе Димитрий Саймс (Dimitri Simes), признанный специалист по отношениям с Россией, основатель и президент Никсоновского центра. Вашингтон должен понять, что сегодня он имеет дело с возрождающейся Россией, выступающей с более националистических позиций и 'не заинтересованной в чьих-либо наставлениях относительно ее внутренних дел', - отметил г-н Саймс.
США следует сосредоточиться на развитии сотрудничества по двум важнейшим направлениям политики безопасности: в противодействии исламистскому терроризму и обуздании ядерных амбиций Ирана. Россия, по словам г-на Саймса, 'опасается исламского экстремизма не меньше, чем Соединенные Штаты'. Сегодня перспективы сотрудничества в борьбе с исламским радикализмом, как и двусторонние отношения в целом, выглядят не столь обнадеживающе, как в 2001 г. Решение непростой задачи по возобновлению этого сотрудничества можно начать с обмена информацией между разведывательными и контрразведывательными службами. По мнению г-на Саймса, при всех трудностях, такой обмен информации, начавшийся было после терактов 11 сентября, можно наладить вновь.
В России сегодня признают, что у иранской ядерной программы есть военный аспект, отмечает г-н Саймс, и 'подобно Соединенным Штатам русские сейчас гадают, в чем состоит непосредственная цель иранских работ по обогащению урана'. Кроме того, россияне пришли к выводу, что ядерные амбиции Ирана - явление весьма тревожное; на этой основе с Россией можно сотрудничать, хотя и не до такой степени, как хотелось бы Вашингтону. О результатах остановки президента Буша в Москве в ноябре можно будет судить по степени поддержки Россией санкций против Ирана в Совете Безопасности.
По словам г-на Саймса Москва считает, что у нее есть право на особое влияние на постсоветском пространстве, однако 'россияне в принципе смирились с тем, что, нравится им это или нет, они не в состоянии помешать вступлению независимых государств региона в Евросоюз или НАТО'. Грузия, однако, представляет собой особый случай, и во избежание возможных трений США не следует 'слишком тесно солидаризироваться с позицией Грузии' по вопросу о двух спорных регионах - Южной Осетии и Абхазии, тем более, что этот спор никак не затрагивает интересов США.
'Если бы мы не сталкивались с серьезными внешними угрозами вроде распространения ядерного оружия и терроризма, можно было бы рекомендовать поддержание с Россией нормальных, но прохладных отношений', - замечает г-н Саймс. Однако - и в этом мы с ним согласны - такую роскошь США себе позволить не могут.
_______________________________________________
Американо-российская политика - неразбериха на грани провала ("San Francisco Сhronicle", США)