Расширение Евросоюза потеряло темп. В январе в ЕС вступят Румыния и Болгария, но после этого наступит долгая пауза. Раньше Брюссель использовал перспективу членства в Союзе в качестве главного стимула экономических и политических реформ в соседних странах. Теперь ему нужны другие методы.
Германия, которая в январе займет пост председателя ЕС, обещает, что одной из ее приоритетных задач станет выработка новой 'Европейской политики добрососедства'. Такой пересмотр необходим, причем в кратчайшие сроки. В будущем году главной задачей ЕС станет укрепление связей с соседями, которые не являются кандидатами на вступление.
Союз не может позволить себе равнодушно относиться к 'дуге нестабильности', простирающейся от Беларуси до Северной Африки, проходящей через Украину, Молдову, Западные Балканы и Ближний Восток. Если ЕС не возьмет на себя ответственность, и не направит близлежащие регионы на путь к экономическому процветанию и достойному государственному управлению, он рискует жестоко поплатиться. Политическая нестабильность, религиозный экстремизм, организованная преступность и нелегальная миграция - все эти явления могут распространиться из соседних стран по территории Союза; по некоторым направлениям это уже происходит.
Нынешняя еэсовская политика добрососедства (ЕПД), разработанная в 2004 г., демонстрирует свою неадекватность. Ее суть состоит в том, что Союз разрабатывает вместе с каждой соседней страной 'план действий', обещая развитие торговли, финансовую помощь, расширение политических связей и участие в некоторых программах ЕС - но не вступление в его состав - в обмен на серию конкретных реформ. Такие планы уже согласованы с Азербайджаном, Арменией, Грузией, Израилем, Иорданией, Марокко, Молдовой, Палестинской автономией, Тунисом и Украиной.
Некоторые из этих планов увенчались кое-какими результатами. Украина сблизила часть законов и стандартов с еэсовскими, и вскоре по отношению к ней будет введен упрощенный визовый режим. Марокко и Молдова улучшили охрану границ. В Иордании, Марокко и Тунисе созданы форумы для обсуждения вопросов государственного управления, демократии и прав человека. Однако в целом ЕПД оказалась не в состоянии обеспечить в соседних странах такие же преобразования, как те, что осуществили восточноевропейские государства в процессе вступления в ЕС.
'Пряники', предлагаемые в рамках ЕПД оказались недостаточно сладкими, чтобы побудить политические элиты этих стран провести многие из необходимых болезненных реформ.
ЕС, естественно, не может предложить всем соседям место в своих рядах, однако он должен разработать для них более привлекательный пакет стимулов. Германия планирует предложить соседним странам интеграцию с еэсовским энергетическим рынком и транспортной системой. Кроме того, Еврокомиссия одобрила схему 'углубленной свободной торговли' с Украиной и другими странами. Она предусматривает устранение не только тарифов, но некоторых нетарифных барьеров в сфере торговли и инвестиций.
Союз, однако, не должен на этом останавливаться. Следует предложить соседям, демонстрирующим наибольшие успехи в деле реформ, партнерство в рамках Единой внешней политики и политики безопасности (ЕВПБ) ЕС. Если такие страны, как Украина и Грузия, будут неуклонно продвигаться к построению либеральной демократии, Евросоюз должен предложить им направить своих дипломатов в Совет министров иностранных дел в Брюсселе. Они могли бы принять участие в обсуждении политического курса по проблемам, представляющим взаимный интерес - таким, как обеспечение безопасности на Черном море, нераспространение оружия массового поражения, борьба с терроризмом и нелегальной иммиграцией. Партнеры могли бы участвовать в разработке политики ЕС, но, не являясь членами Союза, не имели бы права голоса при ее одобрении. После того, как правительства стран Евросоюза одобрят те или иные политические мероприятия, партнеры могли бы сами решить - присоединяться к ним или нет.
Такое партнерство принесет соседним странам сразу несколько преимуществ. Их политики и госслужащие познакомятся с еэсовской этикой компромисса. Кроме того, им будет куда легче принять общее законодательство Союза во внешней политике, - оно носит во многом декларативный характер - чем в других областях, например, по проблемам единого рынка. Но прежде всего партнерство в рамках ЕВПБ поможет таким странам, как Украина и Грузия, почувствовать себя в большей безопасности. Многие грузины и некоторые украинцы рассматривают членство в НАТО как самую надежную гарантию безопасности. Но поскольку это - дело отдаленного будущего, в качестве промежуточного шага их может привлечь укрепление связей с ЕС на этом направлении.
Такие же условия Союз должен предложить странам-кандидатам, например Турции, которые сейчас остаются за рамками обсуждения ЕВПБ. Конечно, при этом возникает риск, что присутствие представителей стольких государств за столом переговоров замедлит процесс принятия решений. Поэтому реализацию такой схемы следует начать с обсуждения нескольких специально подобранных вопросов. Если она докажет свою эффективность, ЕС и страны-партнеры могут распространить ее и на другие направления. В любом случае, столкнувшись с обструкционистской позицией государств-партнеров и кандидатов, правительства стран ЕС всегда смогут принять решение без них.
Эти рекомендации по совершенствованию политики добрососедства могут быть реализованы только в отсутствии 'привязки' к вступлению в ЕС. Некоторые грузины и украинцы воспримут скептически любое предложение, в котором не упоминается о присоединении к Союзу. Однако, осознав, что их членство в ЕС в обозримом будущем на повестке дня не стоит, они, возможно, будут рады сблизиться с ним другими способами. Аналогичным образом, некоторые из стран-участниц, негативно относящихся к дальнейшему расширению Союза, будут против предоставления соседним государствам любого статуса, который может восприниматься как 'плацдарм' для их официального присоединения к ЕС. Однако со временем они, возможно, поймут, что в стратегическом плане Союзу необходимо поощрять реформы в соседних странах, а значит - сотрудничать с ними более активно.
Автор - директор Центра европейских реформ (Centre for European Reform); недавно опубликован его памфлет под названием 'Размытые границы Европы: переосмысление процесса расширения ЕС и политики добрососедства' ('Europe's blurred boundaries: rethinking enlargement and neighbourhood policy') (см. на сайте www.cer.org.uk)
____________________________________________
Четыре буквы. На 'Е' начинается. Медленно убивает пол-Европы ("The Times", Великобритания)
Европа, Россия и то, что между ними ("The Economist", Великобритания)