Какой бы ни была развязка разворачивающегося у нас на глазах невероятного шпионского романа 'Дело Литвиненко', Владимиру Путину стоило бы сделать усилие и постараться сохранить престиж своей страны.
На данном этапе представляется невозможным точно установить, на ком же лежит ответственность за убийство бывшего российского шпиона, скончавшегося 23 ноября в результате отравления высокорадиоактивным веществом полоний-210.
Действующие лица этого сериала сомнительны, расследование - непростое. Одно можно сказать наверняка - эти методы навевают воспоминания о нравах былых времен. Они подходят эпохе 'холодной войны', когда закон вершила КГБ (где служил Путин), от современного государства можно было бы ожидать совсем других действий.
С момента смерти Литвиненко в лондонской больнице президент России хранил молчание. Он публично упомянул об этом деле лишь однажды, в Хельсинки, во время саммита Россия-ЕС.
Тогда он посетовал на то, что эта смерть может быть использована 'для политических провокаций'. Так была обнародована официальная версия о заговоре против Кремля. С тех пор не было найдено никаких доказательств в поддержку этой теории.
Подобное пренебрежительное отношение к общественному мнению Путин продемонстрировал и в отношении убийства журналиста Анны Политковской в октябре этого года. Не удосужившись произнести ее имя, он назвал крайне незначительным влияние, которым пользовалась жертва убийства, и, не боясь показаться парадоксальным, заявил, что подобное событие может быть выгодным лишь врагам России.
Мы не ставим перед собой задачу обвинять в каком-либо преступлении Кремль, ФСБ или 'неконтролируемые' элементы, близкие к разведслужбам или ультранационалистическим кругам.
Но уж если Россия действительно является жертвой манихейского заговора желающих ее погибели оппозиционеров в эмиграции, то ей точно стоит дать хоть минимум пояснений по этому поводу.
Не пристало современному государству чинить препоны BBC. Не подобает и запугивать посла европейской страны, организуя под окнами диппредставительства громкоголосый митинг из-за того, что тот четыре месяца назад участвовал в конференции оппозиционных партий (судя по всему, речь идет о пикетировании здания посольства Великобритании движением 'Наши' - прим. пер.).
Владимир Путин не отдает себе отчета, до какой степени дискредитирована его страна. Он не сумел отреагировать на нынешний кризис, как не смог в свое время должным образом откликнуться на трагедию с подводной лодкой 'Курск' в 2000 году или на взятие заложников в Беслане в 2004 г.
Кремль обличает 'истерию', раздутую западными СМИ вокруг России, но это не вернет глянец потускневшему имиджу государства.
Подобная кампания может породить внутри страны рефлекс 'осажденной крепости', который за шестнадцать месяцев до президентских выборов придется весьма кстати. Но она не поможет поднять престиж страны. Правда, Владимиру Путину нет до этого никакого дела, а его иностранные партнеры не призывают его озаботиться этим вопросом.
Очень жаль, потому что развитие окруженного таинственным ореолом дела Литвиненко будет еще долго держать в напряжении общественное мнение Запада. В ущерб России.