Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Потеря Латинской Америки

Почему Латинская Америка движется в опасном направлении?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда же Соединенные Штаты очнутся и увидят, что происходит в Латинской Америке? Растущее влияние президента Венесуэлы, 'левака' Уго Чавеса, черной тенью ложится на регион. Некоторые страны - например, Чили, Колумбия и Коста-Рика - сохраняют верность прогрессивным, ориентированным на развитие и демократическим режимам. Но в течение прошлого года союзники Уго Чавеса пришли к власти в таких странах, как Эквадор и Боливия, и чуть было не пришли еще в нескольких. . .

Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'

Когда же Соединенные Штаты очнутся и увидят, что происходит в Латинской Америке? Растущее влияние президента Венесуэлы, 'левака' Уго Чавеса, черной тенью ложится на регион. Некоторые страны - например, Чили, Колумбия и Коста-Рика - сохраняют верность прогрессивным, ориентированным на развитие и демократическим режимам. Но в течение прошлого года союзники Уго Чавеса пришли к власти в таких странах, как Эквадор и Боливия, и чуть было не пришли еще в нескольких. В Мексике восторженный поклонник Чавеса, Андрес Мануэль Лопес Обрадор захватил бы президентский пост, - возможно, на всю оставшуюся жизнь, - если бы убедил еще четверть процента мексиканских избирателей проголосовать за него.

Почему же, притом, что почти все остальные страны мира успешно развивают более гибкую, рыночно-ориентированную экономику, Латинская Америка движется в другом, опасном направлении? Избиратели не понимают, что в регионе сейчас царит большая экономическая стабильность, чем за несколько минувших десятилетий? Неужели они не ценят того факта, что уровень инфляции сейчас измеряется однозначным числом, в то время как 12 лет назад этот показатель составлял в среднем по региону более 300%?

К счастью, по крайней мере, половина избирателей региона ценит по достоинству эти изменения к лучшему, иначе бы ситуация была намного хуже. Тем не менее, углубляющийся раскол между левыми и правыми привел к очень неприятному политическому параличу.

Нигде это столь не очевидно, как в Мексике, стране со второй по объему экономикой региона после Бразилии. Несмотря на ее завидное географическое положение, по соседству с богатыми и процветающими США, с момента экономического кризиса в Мексике, произошедшего 10 лет назад, ее экономика развивалась ни шатко ни валко. Почему же Мексика не получила более существенной выгоды от 'Договора о свободной торговле в Северной Америке' 1992 года?

Отчасти проблема кроется в выходе на мировую арену Китая, который из-за крайне низких зарплат работников составляет серьезную конкуренцию Мексике, где зарплаты просто низкие. Но реальное препятствие на пути Мексики - это ее политическая система, не позволяющая достигнуть никакого консенсуса по вопросу важнейших экономических реформ.

Новый президент, Фелипе Кальдерон, высказался о необходимости разделения мексиканских монополий. С чего он начнет, с телефонов или с маисовых лепешек? Выбор слишком широк.

Крестьяне упорно, но неэффективно трудятся на жалких клочках земли, и эта работа больше похожа на скрытую безработицу, подобную той, какая наблюдается в сельских районах Китая. Государственная нефтяная компания, приносящая основной доход в казну государства, крайне неэффективна и слишком мало вкладывает в новое оборудование и технологию. Процветает преступность. Сравнение уровня коррупции с другими странами не обнадеживает. И что хуже всего, Лопес Обрадор, проигравший выборы, похоже, предпочитает ввергнуть страну в беспорядки, вместо того чтобы признать конституционную легитимность своего поражения.

Как же планируют реагировать на все это США? Воплощать в жизнь планы по возведению стены длиной в 2 000 миль вдоль южной границы?

Между тем, Бразилия демонстрирует похвальную политическую и макроэкономическую стабильность. Тем не менее, если Бразилия хочет развиваться быстрее, чем в скромном темпе нескольких последних лет, стране жизненно необходимо провести реформу трудового законодательства, стать более открытой для внешней торговли, а также улучшить качество начального образования в стране.

Если даже в двух крупнейших экономиках региона реформы пробуксовывают, то становится понятным, почему и лидерам экономического роста в регионе, - к примеру, Чили, - трудно набрать нужную скорость, чтобы закрепиться на орбите устойчивого высокого темпа роста.

Нет, даже низкие темпы роста в Латинской Америке, наблюдавшиеся за последние несколько лет - это наилучший результат, начиная с 70-х годов, и доходы населения действительно медленно приближаются к уровню США, Европы и Японии. Тем не менее, в Латинской Америке наблюдается самый медленный рост из всех развивающихся регионов мира. Быстрее растут не только Китай и Индия. Более высокие темпы также и в Центральной Европе, Центральной Азии и даже на охваченном насилием Ближнем Востоке. Даже регион Африки к югу от Сахары, несмотря на войны и голод, в последние несколько лет развивался быстрее.

Так что же, 'гаммельнский крысолов' из Венесуэлы обещает лучший и более справедливый способ экономического роста? К сожалению, нет. Венесуэла просто пользуется попутным ветром, дующим из Китая, благодаря высоким ценам на нефть. Когда цены на нефть упадут, - а это через несколько лет, рано или поздно, случится, - экономика Венесуэлы рухнет вместе с ними. В долгосрочной перспективе экспортеры товаров нуждаются не в меньших инновациях, чем производители, чтобы сохранить прибыльность. Поскольку нефтедобывающая отрасль в Венесуэле работала намного ниже своих возможностей перед приходом к власти Чавеса, почти нет сомнений в том, как закончится эта история.

В сегодняшней мировой экономике, с ее высочайшей конкуренцией, для стран не существует надежного 'третьего пути', который позволил бы им избежать продолжения либерализации и рыночных реформ. Нынешнее же утверждение социализма в Латинской Америке, к сожалению, с большой вероятностью приведет к повторению трагических эпизодов прошлого.

В этом контексте необъяснимое равнодушие США к данному региону - одновременно и наивно, и опасно. Вновь избранный, преимущественно состоящий из демократов, конгресс США подал сигнал о том, что сделки по свободной торговле с Перу и Колумбией следует 'пересмотреть'. О чем это говорит немногочисленным оставшимся союзникам США в регионе? Если американцы не начнут лучше относиться к своим друзьям в Латинской Америке, на исправление последствий может потребоваться целое поколение.

Кеннет Рогофф - профессор экономики и государственной политики в Гарвардском университете, в прошлом занимал пост старшего экономиста в МВФ.

_________________________________________________________

Copyright: Project Syndicate, 2006.

Перевод с английского: Николай Жданович