Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не списывайте демократию со счетов

Коммунистическая система смогла сокрушить "Солидарность", однако она заплатила большую цену за эту победу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В этот день 25 лет назад генералы-коммунисты ввели в Польше военное положение. Многие поляки, которым появление годом ранее организации "Солидарность" дало надежду на свободу, восприняли это как конец своим мечтам. На самом деле, как мы сейчас знаем, это было началом конца эпохи коммунизма.

В этот день 25 лет назад генералы-коммунисты ввели в Польше военное положение. Многие поляки, которым появление годом ранее организации "Солидарность" дало надежду на свободу, восприняли это как конец своим мечтам. На самом деле, как мы сейчас знаем, это было началом конца эпохи коммунизма.

Коммунистическая система смогла сокрушить "Солидарность", однако она заплатила большую цену за эту победу. Хотя "король" - генерал Войцех Ярузельский (Wojciech Jaruzelski) - показался 13 декабря 1981 года в военной форме, весь мир воспринял его на самом деле как голого короля. По социалистическому лагерю быстро распространились сведения о его слабости.

Военное положение в Польше было одним из определяющих моментов "холодной войны". В тот декабрьский день пала одна из опор разрядки - надежда на то, что коммунистический режим можно затянуть в сеть, которая будет сдерживать его движения и вынудит его уступить демократии.

Такой путь был в определенной степени успешным в 1970-х годах. Однако коммунистический режим Польши, почувствовав угрозу своей монополии на власть, в порыве отчаяния в 1981 году порвал эту сеть. К политике в стиле разрядки, существовавшей в 1970-е года, возврата быть не могло.

"Солидарность" была ослаблена и устранена из законной политической жизни, однако она выжила. Более того, из движения диссидентов и затем из профсоюзов рабочих вышла политическая оппозиция, первая такого масштаба в восточном блоке. Западные правительства столкнулись с совершенно новой проблемой: как иметь дело с режимом, который находится у власти, но которому не хватает законности, а также с оппозицией, у которой нет доступа к власти, но у которой есть моральная легитимность. Что нужно было выбрать: привлекательность сохранения статус-кво или неуверенное обещание перемен?

Соединенные Штаты приняли правильное решение. Президент Рональд Рейган (Ronald Reagan) правильно понял, что Польша стала точкой опоры, необходимой для того, чтобы изменить ситуацию, уйдя от так называемых ялтинских договоренностей о разделе Европы. Соединенные Штаты оказали "Солидарности" поддержку, в которой она нуждалась более всего - моральную поддержку. В этом администрация Рейгана пошла стопами администрации президента Джимми Картера (Jimmy Carter), послушавшейся совета Збигнева Бжезинского, советника по национальной безопасности, и активно поддержавшей более ранние диссидентские движения.

После 13 декабря 1981 года Польша получила большое количество гуманитарной помощи для своего народа, а также финансовую и техническую помощь, направленную оппозиции. Один из, возможно, самых важных участников битвы за будущее Польши и Европы жил в Ватикане: это был папа Иоанн Павел II, поляк.

Через восемь лет после путча 1981 года Польша стала обладательницей первого демократически избранного правительства в Восточной Европе. Дующий из Польши ветер перемен был настолько силен, что вскоре он снес Берлинскую стену. Польша, ситуация в которой 13 декабря 1981 года казалась безнадежной, добилась успеха. Как она могла сделать это? Главным образом собственными усилиями, но также и с помощью извне, особенно от Соединенных Штатов.

По правилам ретроспективного детерминизма, сегодня все это выглядит логичным и неизбежным. Однако, так же, как мы обычно спрашиваем "что пошло не так?", в данном случае следует спросить "что пошло так, как надо?".

Конечно, Польша созрела для перемен. У нее была элита, которая знала не только то, чего она не хочет, но и то, чего она хочет. Что более важно, эта элита была готова возложить на себя ответственность за государство, не только за успехи, но и за ошибки, сделанные в процессе реформ.

Американские лидеры в тот период продемонстрировали особое чувство психологической и политической интуиции.

Во-первых, они поняли, в каком направлении движется Польша, и решили поддержать тех, кто позднее оказался катализатором политических и социальных перемен.

Во-вторых, они никогда не сомневались в том, что "Солидарность" была создана в соответствии с польскими традициями и польским опытом, и что поляки знают, что лучше подходит для их страны. Соединенные Штаты восприняли это с уважением.

В-третьих, это была важная борьба за сердца и души людей. Чтобы выиграть ее, Соединенные Штаты распростерли объятья, особенно молодому поколению поляков. Тысячи из них - ученые, художники, студенты - затем приехали в Соединенные Штаты. Некоторые остались, однако многие вернулись в Польшу и применили свой американский опыт для того, чтобы помочь справиться с растущими проблемами ставшего недавно демократическим общества.

Все сравнения рискованны и неточны, однако один урок ясен: никогда не списывайте какую-либо страну со счетов. От безнадежного случая до успеха иногда бывает всего один шаг.

Автор - посол Польши в Соединенных Штатах