МОСКВА - В течение 15 лет бывший кремлевский агент безопасности по имени Андрей Луговой искусно лавировал в мутных водах постсоветской России.
В 90-е годы он охранял высокопоставленных государственных руководителей и три раза ездил вместе с ними в США, где, по его собственным словам, он однажды стоял рядом с президентом Клинтоном в Белом Доме. Даже 14-месячное пребывание в тюрьме в 2001 году ненадолго выбило его из седла. Вскоре он вернулся и возглавил частную охранную компанию, в число клиентов которой входили законодатели, губернаторы и даже некоторые критики Кремля.
Сегодня часть его клиентов задается вопросом о том, чем он занимался на самом деле: охранял их или шпионил на Кремль. 41-летний Луговой оказался сегодня в центре расследования британским Скотланд-Ярдом смерти критика Кремля Александра Литвиненко, отравленного в прошлом месяце в Лондоне радиоактивным полонием-210.
Луговой, которому доверяли многие диссиденты из русской общины Лондона, познакомил в октябре своего давнего знакомого Литвиненко с московским бизнесменом Дмитрием Ковтуном. Когда три этих человека 1 ноября встретились во второй раз в баре лондонского отеля 'Миллениум', Литвиненко, как считает полиция, получил смертельную дозу полония. Полиция расследует, не Ковтун ли привез это вещество из Москвы через немецкий Гамбург.
Поскольку полиция обнаружила следы полония в лондонском отеле, где останавливался Луговой, а также в машине и квартире, которыми пользовался Ковтун в Гамбурге, постоянно расширяющееся следствие приоткрыло окно в тайный мир бывших российских агентов, которые превращают свои секретные связи в доходную карьеру.
В России президента Владимира Путина, который, по сообщениям местных СМИ, говорил, что бывших агентов КГБ не бывает, это дело показало, насколько размыта грань между действующими и отставными оперативниками. Ведь экс-шпионы по-прежнему в большой цене благодаря своему опыту и знаниям.
В нескольких телефонных интервью Луговой заявлял, что его глубоко обижают предположения о том, будто он мог содействовать убийству Литвиненко. По его словам, сейчас он проходит обследование в московской больнице на радиационное отравление. 'Это чепуха, - сказал он по поводу якобы имеющихся у него связей с российскими спецслужбами, - у меня есть частная компания, и она охраняет людей, которые могут сказать обо мне только хорошее'.
Кремль резко отверг обвинения в причастности к отравлению Литвиненко. Российское государственное телевидение сделало предположение, что он отравил себя сам, либо его убили другие оппозиционеры в попытке подорвать репутацию Кремля.
Луговому доверяли некоторые представители российской оппозиции, учитывая его тюремный срок. Суд обвинил его в сговоре с одним из своих клиентов - критиком Путина, которому Луговой якобы пытался помочь бежать из московской тюрьмы.
Сейчас кое-кто задается вопросом: а не была ли эта тюремная отсидка, а также дальнейшая коммерческая деятельность хорошо продуманной уловкой, нацеленной на то, чтобы проникнуть в ряды кремлевской оппозиции, а затем доносить на нее?
Известный деятель российского радио и критик Путина Сергей Доренко заявил, что с 1 января он отказывается от услуг телохранителей из фирмы Лугового. По его словам, по мере усиления контроля Кремля становится непонятно, кто на кого работает.
'Если они хотят вам навредить, то вряд ли от этого есть какая-то защита, - заявил Доренко, - а в этом случае мне не нужна охрана, мне больше нужны свидетели'.
Долгая история работы Лугового в кругах российской правящей элиты включает в себя ряд таинственных эпизодов с политической подоплекой.
Будучи выпускником советского военного училища, эквивалентного американскому Вест-Пойнту, он командовал взводом кремлевской охраны в последние годы 'холодной войны'. После распада Советского Союза в 1991 году Луговой был главным телохранителем высокопоставленных российских руководителей, таких как исполнявшего обязанности премьер-министра Егора Гайдара и министра иностранных дел Андрея Козырева.
По его словам, в 1996 году он ушел с государственной службы и возглавил безопасность на главном государственном телеканале, который в то время контролировал политически влиятельный бизнесмен Борис Березовский.
Но когда в 2000 году к власти пришел Путин, политические ветры резко задули в другом направлении. Березовский попал под пресс и покинул страну, дабы избежать судебного преследования. Прокуратура отправила в тюрьму одного из его соратников Николая Глушкова, обвинив его в том, что он разграбил национальную авиакомпанию 'Аэрофлот', будучи ее руководителем.
Лугового в 2001 году тоже арестовали, когда милиция заявила, что он пытался организовать побег Глушкова из тюрьмы во время визита последнего в местную больницу. Глушков заявил, что обвинение в побеге было просто трюком, направленным на то, чтобы удержать его в тюрьме, и что Луговой мог быть причастен к этому заговору. По его словам, в суде Луговой обронил фразу о том, что, находясь в тюрьме, он разговаривал с офицерами российской ФСБ - преемницы КГБ. Глушков сказал, что в судебных протоколах об этих беседах ничего не говорилось.
Когда Лугового на следующий год освободили из тюрьмы, он возглавил охранную фирму 'Девятый вал', которую, по его словам, он основал вместе с друзьями.
Глушков заявил, что быстрый успех Лугового вызвал у него подозрения. После своего освобождения из тюрьмы в 2004 году Глушков пригласил Лугового к себе домой для разговора. 'Я пытался добиться от него, чтобы он рассказал мне о своих беседах с людьми из ФСБ или о том, откуда у него берутся деньги, - сказал он. - Этот человек не объяснил мне ни то, ни другое'.
Луговой же говорит, что был 'шокирован' обвинениями Глушкова. По его словам, никакой встречи не было.
Как рассказывал Глушков, он посоветовал живущему сейчас в Лондоне Березовскому держаться подальше от Лугового. Однако магнат не захотел прислушаться к его словам. Другие люди говорят, что Березовский даже помогал Луговому в бизнесе, рекомендуя его компанию своим политическим союзникам, жившим в России.
Одним из таких людей был бывший спикер российского парламента Иван Рыбкин, который при поддержке Березовского предпринял в 2004 году безуспешную попытку выставить свою кандидатуру на пост президента в противовес Путину. По словам Рыбкина, его охраняли восемь телохранителей из фирмы Лугового, а иногда тот сам заезжал к нему, чтобы проверить своих подчиненных.
Когда предвыборная кампания вышла на финишную прямую, Рыбкин исчез. Появившись через несколько дней, он сказал, что по пути в Киев ему подмешали какое-то наркотическое средство, и что два человека снимали его на видеокамеру, прежде чем он пришел в себя. Снимки эти якобы были компрометирующего свойства. Рыбкин выпал из президентской гонки и ушел из политики.
По его словам, он всегда неловко ощущал себя под опекой Лугового. Было непонятно, охраняют его телохранители или пытаются узнать его следующие шаги. В 2004 году Рыбкин уволил охранников Лугового. Сейчас он вместе с семьей - и без охраны - живет на даче в Подмосковье.
'Теперь я доверяю только своему брату', - говорит Рыбкин.
Однако это неприятное происшествие не повлияло на бизнес Лугового. В прошлом году он вложил свои доходы в новое предприятие - в завод по производству вина, пива и кваса (русский национальный напиток, который делают из забродившего хлеба).
По словам Лугового, ему по делам фирмы только в этом году пришлось более десяти раз побывать в Лондоне. Будучи в Англии, он часто навещал своего прежнего босса Березовского и Литвиненко, который одно время работал телохранителем олигарха.
Литвиненко, бежавший в Лондон в 2000 году, написал две книги, содержавшие резкую критику в адрес Путина и своих бывших работодателей из спецслужб.
В середине октября Луговой отправился в Лондон и взял с собой в поездку Ковтуна, сокурсника по военному училищу, который также говорит, что перешел в частный бизнес и консультирует иностранные фирмы, работающие в России. По словам Лугового, он познакомил Ковтуна с Литвиненко, чтобы те могли делиться между собой деловыми связями.
Луговой и Ковтун вновь приехали в Лондон спустя две недели. На этот раз Ковтун летел через Гамбург, где он служил во времена Советского Союза. Полиция заявляет, что Ковтун оставил следы полония на диване своей бывшей жены, у которой он ночевал, а также на сиденье BMW, которая отвозила его в аэропорт.
1 ноября все трое вновь встретились в Лондоне, в баре отеля 'Миллениум'.
Детективы из Скотланд-Ярда отправились в Москву, однако им не разрешили напрямую допрашивать этих людей, которые, как было заявлено, госпитализированы из-за отравления полонием. Луговой говорит, что в течение трех часов беседовал с российскими следователями, но в присутствии британских детективов. Луговой отказался от адвоката, заявив, что является жертвой, а не преступником. 'Мне нечего скрывать', - сказал он.