Ужасающая смерть Александра Литвиненко в Лондоне, вызванная радиацией, стала одной из самых больших тайн нашего времени. До такого выверта, как превращение жертвы из советского шпиона в поборника прав человека, к тому же мусульманина, не додумался бы никакой Ле Карре; что же касается остальной части сюжета, то она вообще окутана непроходимой тьмой. Как обнаруживаются следы этого самого полония-210? Кто на самом деле все эти российские 'businessmen'? Такое впечатление, что это слово уже обозначает все что угодно - от министра правительства до одного из самых богатых мошенников на планете.
Но, естественно, наличие отсутствия однозначных фактов не может быть помехой для гаданий и сплетен. Поужинав позавчера в одной компании, где каждого попросили назвать самую правдоподобную, с его точки зрения, версию, я полностью утвердился в этом своем мнении. Как и следовало ожидать, ни один человек не высказал такой версии, в которой не фигурировало бы имя Владимира Путина, причем обязательно в качестве центрального персонажа - либо виновного, либо жертвы, либо подставленного. На Западе акции президента России упали так низко, что его уже без всякого колебания готовы обвинить в чем угодно - хотя бы в создании атмосферы, в которой политическое убийство почитается за норму. Кроме того, не будем забывать, что Литвиненко сам со смертного одра указал на Путина, хотя ни о подробностях убийства, ни о его мотивах не произнес ни слова.
В России, где у Путина рейтинг в 70 процентов, и ни одна из его болонок в СМИ никогда не напишет и не скажет о нем ни одного кривого слова, президента принято изображать жертвой темных сил (на выбор - Бориса Березовского, ЦРУ, российских либералов или российских же ксенофобов), которые ни перед чем не остановятся, лишь бы как-нибудь его опорочить. Есть и такие - хотя их удручающе мало, - кто пишет, что, может быть, Путин вообще не имеет к этой истории ни малейшего отношения.
Но в конце концов, ведь незадолго до своей смерти Литвиненко принял ислам, да и неплохо бы вспомнить о том итальянце, вместе которым Литвиненко ел суши? Вспоминается старый советский анекдот о трех узниках ГУЛАГа: 'Меня посадили за то, что я бы против Бухарина'. 'Меня - за то, что я был с Бухариным'. 'А меня - за то, что я и есть Бухарин'. Просто замените 'Бухарин' на 'Путин'.
Скорее всего, мы так никогда и не узнаем, кто убил Литвиненко и за что. Но это, конечно, не значит, что это убийство никак не связано с кремлевской политикой. Политики в Кремле предостаточно, причем злой и жестокой - они просто вернулись к старым ее формам, говоря о которых, Уинстон Черчилль и употребил выражение 'схватка бульдогов под ковром': 'сначала наблюдатель слышит только рычание, а когда из-под ковра летят кости, уже понятно, кто победил'. В отличие от скептиков на Западе, приближенные Путина, видимо, действительно поверили - а многие и испугались, - что Владимир Владимирович всерьез решил в 2008 году, по окончании своего второго президентского срока, оставить сей пост, а поскольку в России передача власти - это традиционно непростой и подчас кровавый процесс, то ковер начинает ходить ходуном уже сейчас.
Можно не сомневаться, что преемник Путина станет таковым в результате выборов - даже если это окажется сам Путин. Но этим демократический фасад, скорее всего, и ограничится. Старая либеральная оппозиция отодвинута в тень, а большинство политических партий, заседающих в Думе, будь то 'Единая Россия', 'Отечество-Вся Россия' или 'Справедливая Россия', на практике представляют собой лишь временные альянсы. Люди, близкие к Путину, в руках которых находится реальная власть, стараются не выходить на свет божий. Слышали когда-нибудь такие имена, как Медведев, Иванов, другой Иванов, Сечин, Сурков, Собянин или Миронов? А теперь забейте их в Google и посмотрите, сколько из них работали в родном городе Путина Санкт-Петербурге, он же Ленинград, и в его альма-матер - КГБ.
Это еще не значит, что в убийстве Литвиненко обязательно замешан сам Путин или кто-либо из его окружения. Хотя Путин ничем не показал, что считает себя виновным в затяжной серии политических убийств, совершенной за годы его правления, и совершенно не проявил никакого рвения в том, чтобы эту серию прекратить, выгодность столь мелодраматического шага с его точки зрения на самом деле сомнительна. Имидж, уже в течение долгого времени культивируемый его правительством - респектабельность и порядок, даже если это не тот порядок, который устроил бы Запад. К тому же для того, чтобы избавляться от противников, у него наверняка припасено множество других, более тонких, способов - например, сажать их в тюрьму, как Михаила Ходорковского из "ЮКОСа", или изгонять из страны, как других олигархов, Владимира Гусинского и того же Березовского.
Пока Путин останется в силе, его окружение будет по-прежнему всячески выказывать ему свою верность. Однако те, кто под ковром, уже точат ножи для схватки, поэтому сам Путин сегодня больше всего заинтересован в том, чтобы ни в какие схватки не вступать: ведь стоит ему объявить, кто будет преемником - и он труп (то есть в чисто политическом смысле, конечно). И вот случается убийство человека, раньше работавшего в КГБ, потом бежавшего и занимавшегося раскапыванием грязных сенсаций. Естественно, что масса очень влиятельных и чрезвычайно богатых людей тут же начинает раздумывать, как это можно использовать в своих целях - повернуть против кого-нибудь? Или, может быть, как-то раскрутить и попробовать еще раз убедить Владимира Владимировича, что не надо нас бросать и отлучать от наших уютных кормушек? Что ж, последим за криками из-под ковра.
_________________________________________________________
По-хорошему с Путиным не выходит ("The International Herald Tribune", США)
Россия Путина ("The Globe And Mail", Канада)
Как убивает Россия ("The Washington Post", США)
Почему я перестал бояться и полюбил Влада* ("The Guardian", Великобритания)