Ваша редакционная статья от 12 декабря 'Вот и Shell получил свою 'дозу полония'' верно характеризует политику Владимира Путина по 'передаче природных ресурсов в руки своих близких друзей' путем национализации, экспроприации и других нечестных схем. Но в то время, как русский медведь 'разбирается' с очередным зарубежным инвестором, пополняя список бывших частных энергетических предприятий России, оказавшихся под контролем государства, Путин готовится распространить пагубное влияние государственного концерна 'Газпром' за пределы России - на Западную Европу, Азию, Латинскую Америку и даже США. 'Газпром' учредил в Хьюстоне свою дочернюю компанию и выразил намерение приобрести ключевые активы газовой инфраструктуры США, такие, как трубопроводы и регазификационные терминалы, заявив, что его цель - контроль над 20 процентами газового рынка США.
Украина, Литва, Польша и Грузия уже пострадали от российской политики использования нефти и газа в качестве инструмента достижения политических и экономических целей путем резкого повышения цен или полного перекрытия газа, что вызвало страх и трепет в остальной Европе. В США, после недавнего скандала вокруг Dubai Ports World, Конгресс изучает возможность ужесточения закона об иностранных инвестициях в ключевые отрасли американской промышленности, в том числе, энергетическую инфраструктуру - в особенности, если за ними стоят государственные компании.
Соответствующие законопроекты были приняты Палатой представителей и Сенатом, но Конгрессу 109-го созыва не хватило времени на сглаживание противоречий между двумя вариантами для того, чтобы лучше определить критерии, по которым межведомственный Комитет по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах будет принимать решение о запрете на те или иные инвестиции в стратегические отрасли США.
Стоит отметить, что, хотя варианты Палаты (H.R. 5337) и Сената (S. 3549) являются попыткой пересмотреть нормативные факторы, которые Комитет по иностранным инвестициям должен учитывать с тем, чтобы обеспечить защиту интересов США, ни один из них не требует анализа действий иностранного правительства, направленных на использование энергоносителей для принуждения других стран к действию в его политических и экономических интересах. С учетом вступающих в противоречие с верховенством закона недавних действий России по лишению западных инвесторов активов в энергетической сфере - начиная с экспроприации ЮКОСа - и использования этих и других активов в области энергетики в качестве оружия против Запада, важно, чтобы данный ключевой критерий был включен в закон о реформе Комитета по иностранным инвестициям, который будет принят новым Конгрессом, начинающим свою работу в январе.
Россия должна нести ответственность за свои действия. Как подразумевает вопрос, заданный в конце статьи, очевидно, что она не должна была войти в клуб ведущих промышленно развитых демократических стран, каковым является 'большая восьмерка'. Не менее очевидно и то, что страна, выказывающая так мало уважения к правам собственности, не должна быть допущена во Всемирную торговую организацию.
Э. Майкл Хантер (E. Michael Hunter), директор Коалиции миноритарных акционеров ЮКОСа, Шорт-Хиллс, Нью-Джерси
_________________________________________________________
После 'Сахалина' ("The Economist", Великобритания)
Тактика насилия ("The Economist", Великобритания)