Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Зависимость

Ситуация с Белоруссией хорошая иллюстрация того, что 'хорошие отношения' с Россией - иллюзорная цель

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кажется, Россия вживается в роль энергетической сверхдержавы. Если первый опыт - белорусский эксперимент - окажется успешным, то после его анализа можно будет подумать, как использовать такие же методы в отношении боле крупных объектов, например, ЕС. На этом фоне уже не выглядит нереальным создание газового OPEC, что Россия назвала 'фантастической' идеей

Совещания высоких политических структур так называемого Союзного государства России и Белоруссии настолько малозначительны, что за пределами этих двух стран они обычно остаются незамеченными. Однако состоявшемуся на прошлой неделе совещанию особую значимость придала трехчасовая беседа президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко с глазу на глаз.

Два этих господина иногда проводят некоторое время наедине. А затем следуют пресс-конференции, на которых они рассказывают, что обсудили и о чем договорились. Так было и на этот раз: выражена радость в связи с тем, что так рано принят бюджет (предназначенный главным образом для содержания чиновников общего 'органа' Союзного государства), сообщено о ряде других второстепенных вопросов. Но ни слова о самом актуальном в двусторонних отношениях - о ценах на газ на будущий год и о поставках нефти для Белоруссии. Еще один примечательный факт: Лукашенко вопреки прежним планам вернулся в Минск уже в пятницу вечером.

Напрашивается вывод: или две упомянутые выше проблемы не обсуждались, или же две высокие стороны не нашли решения. Россия в лице контролируемого государством монополиста 'Газпром' заявила, что с будущего года Белоруссии придется платить за 1000 кубометров газа в четыре раза больше, чем сейчас. Еще 'Газпрому' хочется купить половину акций компании, по принадлежащей которой трубам газ течет в европейские страны. Принципиальных возражений против этого у Лукашенко нет, речь только о цене: Минск требует 5-6 миллиардов долларов США, Москва готова заплатить 330 миллионов.

Недавний верный союзник подготовил Белоруссии неприятный сюрприз, установив экспортную пошлину на нефть, которую Россия поставляет на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. Белоруссии это обойдется в полтора миллиарда долларов (десятая часть госбюджета). Это можно назвать и 'кинжалом в спину', и 'упорядочением экономических отношений'. В 1995 году Россия и Белоруссия договорились о том, что поставки российской нефти не облагаются пошлиной. Однако соглашение предусматривало также, что государства поделят между собой деньги, полученные от взимания экспортной пошлины на произведенные в Белоруссии из российской нефти нефтепродукты. В договоре не было указано, в каких пропорциях эти деньги будут делиться между российским и белорусским бюджетом. Переговоры об этом ведутся до сих пор, и Россия за все 11 лет не получила ни гроша. Конечно, это нечестно, однако старшая сестра не упрекала в этом мошенничестве младшую даже после дефолта 1998 года, когда каждый грош стал на вес золота. Москва сделала это сейчас, хотя в финансовом плане может закрыть глаза на денежную непорядочность 'образцового союзника'.

Логика Лукашенко понятна: раз уж Белоруссия и Россия - почти одно государство, то и цены на энергоресурсы должны быть одинаковыми, а внутренняя таможня - вообще нонсенс. Но в этом-то и дело, что только почти, а фактическое (а не теоретическое, как сейчас) создание единого государства маловероятно, по крайней мере, это вопрос не ближайшего будущего. Чтобы Россия и Белоруссия объединились в одно государство, нужно провести референдумы. Российская Конституция запрещает любые референдумы за год до выборов парламента и президента. Это значит, что Россия может организовать референдум не раньше лета 2008 года, когда во главе государства будет другой президент, преемник Путина (если таковой будет).

В отличие от первого президента России, для Путина мифическое 'единство славянских народов' - не аргумент. Похоже, Белоруссия стала очередным объектом для эксперимента, на котором Россия проверяет, можно ли, пустив в ход энергетическую карту, заставить партнера делать то, что он не хочет. В данном случае - продать 'Газпрому' то, что он хочет купить по установленной им цене. Следующим логичным шагом может стать участие российских государственных компаний и частных предпринимателей в приватизации белорусской экономики. Батька Лукашенко этого не хочет, он сам желает быть единоличным хозяином, однако, по всей вероятности, ему придется подчиниться. Ему даже некому пожаловаться, чтобы от жалобы была какая-то ощутимая польза. Безусловно, красный президент Уго Чавес - большой друг Лукашенко, но не настолько, чтобы выступить против России, которая стала главным поставщиком оружия для Венесуэлы.

Совсем недавно ЕС предложил Белоруссии отменить санкции и начать сотрудничество, но потребовал за это от Лукашенко неприемлемую цену - демократизацию страны.

Кажется, Россия вживается в роль энергетической сверхдержавы. Если первый опыт - белорусский эксперимент - окажется успешным, то после его анализа можно будет подумать, как использовать такие же методы в отношении более крупных объектов, например, ЕС. На этом фоне уже не выглядит нереальным создание газового OPEC, что Россия назвала 'фантастической' идеей.

Ситуация с Белоруссией хорошая иллюстрация того, что 'хорошие отношения' с Россией - иллюзорная цель. Если Кремль увидит для себя выгоду, то он готов 'сломать хребет' даже самому верному союзнику.