Эта первая радиоактивная атака в европейском городе была осуществлена при помощи металлоида, который прежде считался непригодным для подобных целей. Это предупреждение в стиле старого КГБ, в центре истории - люди из восточных спецслужб. И точно известный след только один: русский.
Фредерик Форсайт, известный автор шпионских романов, прибегает к известному британскому юмору. 'Если бы я написал книгу об убийстве бывшего подполковника КГБ Александра Литвиненко, мой издатель посоветовал бы мне оставить ее в покое, съездить в отпуск или придумать что-нибудь более реалистичное', - говорит автор недавно вышедшего триллера 'Афганец', занимающего первые места в итальянских списках лидеров продаж.
Форсайт признается, что его завораживает этот заговор на основе полония-210, редкого радиоактивного вещества, превращенного в радиологическое оружие, настолько токсичное и настолько загадочное, что ученым из британского научно-исследовательского центра по ядерному оружию в Олдермастоне (графство Беркшир) понадобилось 20 дней на то, чтобы его идентифицировать. 'Зачем действовать таким причудливым образом, устраивать такой скандал?' - задается вопросом английский писатель.
Из Москвы в Лондон через Гамбург - смертельный след, оставленный ядерными убийцами, делает из полония не только 'крошечную атомную бомбу', как сказал Вальтер Литвиненко у могилы своего сына Александра. Он превращается в мощнейший геополитический снаряд.
Аналитики двух британских разведок, МИ-5 и МИ-6, пытаясь разгадать тайный код этого заказного убийства, самого загадочного из всех, что за последние двадцать лет произошли за пределами России, пришли к поразительному выводу: речь идет о 'медиа-бомбе', которой хитроумные люди в Москве воспользовались, чтобы объявить два предупреждения накануне президентских выборов на пост главы Кремля. Первое было обращено колонии российских диссидентов и чеченских лидеров, живущей в Лондоне под покровительством Бориса Березовского, самого непримиримого противника Владимира Путина. Второе - к правительству Тони Блэра, которое предоставляет политическое убежище и финансовую поддержку перебежчикам из КГБ.
В таком контексте международный заговор, стоящий за убийством Литвиненко, вполне правомерно будет определить как первую радиологическую атаку в западной стране. Высказываются и еще более резкие суждения: говорят даже о новой 'грязной бомбе', возможно, менее разрушительной, чем классический вариант, состоящий из мощного взрывчатого вещества в сочетании с радиоактивными материалами (такими, как кобальт-60, стронций-90, цезий-137 или иридий-192). Однако, судя по числу зараженных, не менее опасной. В одном только Лондоне на настоящее время обнаружено 12 точек, давших положительный результат при тестировании; десятки людей подверглись анализам и лечению; в наибольшей опасности находятся семеро официантов 'Соснового бара' в отеле 'Миллениум', где, как считают в Скотланд-Ярде, поздним утром 1 ноября, скорее всего, и произошло преступление. Заражению подверглись также два 'Боинга-767' авиакомпании British Airways, которые использовались на маршруте Лондон-Москва. 33 тысячам пассажиров, попавших на эти самолеты, было предложено сделать анализы.
Власти обнаружили следы альфа-излучения еще и в Германии, в Гамбурге и в одном из его пригородов, Пиннеберге, в квартирах, где всего несколько дней (с 25 по 30 октября) жили убийцы, пришедшие с холода, а также в прокатных автомобилях, которыми они пользовались. Излучение полония-210 дошло и до Москвы. До сих пор не выяснено, насколько сильному заражению подвергся бывший консультант комиссии Митрохина Марио Скарамелла, который встретился в суши-заведении с Литвиненко сразу после того, как он выпил предложенного убийцами чаю в 'Сосновом баре'.
МАГАТЭ, международное агентство ООН по атомной энергии со штаб-квартирой в Вене, в начале декабря приняло решение пересмотреть ранее действовавшую классификацию полония-210 как оружия, 'с малой долей вероятности представляющего опасность' при изготовлении грязной бомбы. Ученые МАГАТЭ (а также Великобритании и США) теперь считают, что, судя по эффекту, наблюдавшемуся в случае Литвиненко, он может стать основой для изготовления террористами достаточно разрушительного взрывного устройства.
Антон Суриков, российский эксперт в области безопасности, объясняет 'Панораме', что точно известно лишь одно: 'Полоний можно приобрести только у государства. В России его производит федеральное атомное агентство 'Росатом', которое осуществляет продажи посредством своего коммерческого подразделения, 'Техснабэкспорта'. Ответственность за безопасность экспорта несет ФСБ, внутренняя служба безопасности. Никто, даже самая могущественная криминальная группировка, не мог бы получить доступ к полонию, не имея связей с ФСБ'.
Следователи Скотланд-Ярда склоняются к версии 'достаточно хорошо организованной операции', чья цепочка исполнителей в большей или меньшей степени связана с государственными службами. Одно из самых сокрушительных доказательств было представлено экспертами британского исследовательского центра в Олдермастоне, которые установили, что полоний-210, который был использован в Лондоне, происходит, скорее всего, из научно-исследовательского центра в городе Сарове, недавно переименованном из Арзамаса-16. В этом закрытом городке имеется специальный отдел под названием 'Авангард' где с пятидесятых годов производится полоний-210. Несколько дней назад об этом рассказал бывший сотрудник российского министерства обороны Максим Шингаркин.
В газете 'Комсомольская Правда' Шингаркин написал, что 'с тех пор этот радиоактивный изотоп считался примитивной грязной бомбой, несмотря на том, что у него достаточно короткий период действия - не более 139 дней: он в высшей степени разрушителен и легко поддается перевозке'. 'Только ФСБ, благодаря своим связям, могла бы организовать перевозку из России в Западную Европу. Никакого нелегального рынка полония не существует', - утверждает Андрей Пионтковский, глава центра стратегических исследований в Москве, один из наиболее независимых от Кремля политологов.
Лондонские детективы полагают, что они определили двух возможных исполнителей операции: это Дмитрий Ковтун, бывший агент КГБ, ставший деловым посредником (он оставил свои отравленные отпечатки в Германии с 28 октября, то есть - до убийства Литвиненко), и Андрей Луговой, также бывший офицер КГБ, ныне - предприниматель в области безопасности и торговли (оборот его компании превышает 100 миллионов евро). Они оба были в 'Сосновом баре' вместе с Литвиненко, чтобы поговорить о 'делах'. 'Российский эмигрант был убит, чтобы вызвать панику на Западе', - утверждает Антон Суриков, московский эксперт в области безопасности. 'Я не думаю, что Владимир Путин лично отдал указание, - добавляет Пионтковский, - однако, он, возможно, находился в курсе операции'.
Безусловно, как и во всех классических произведениях шпионской литературы, предполагаемые убийцы также сильно рискуют. Они оба лежат в государственной клинике на 'медицинском обследовании'. Они клянутся в своей невиновности и в качестве опровержения приводят тот факт, что их тоже отравили. Тот, кто выдал двум бывшим шпионам из Москвы полоний-210, чтобы убить Литвиненко, знал свое дело.
___________________________________________
Что происходит в путинской России? ("The New York Times", США)
А это ведь не в первый раз, господин Путин ("The Financial Times", Великобритания)