Российское правительство берет под свой контроль второго в мире производителя алмазов - фирму 'АЛРОСА' и планирует превратить ее в ведущую в стране горнодобывающую компанию
Александр Ничипорук не очень-то похож на алмазного магната. Президент монопольного производителя алмазов в России - компании под названием 'АЛРОСА' старается не привлекать к себе внимание, а его серьезная и спокойная манера поведения резко контрастирует с более колоритным стилем других персонажей алмазно-бриллиантового мира.
Однако 49-летний московский экономист Ничипорук наверняка столкнется со светом прожекторов и обретет публичность по мере укрепления позиций 'АЛРОСА' на мировом рынке алмазов. Хотя 'АЛРОСА' имеет многолетнюю историю партнерства с алмазным гигантом De Beers, эти компании в последнее время все активнее соперничают в борьбе за месторождения алмазов по всему свету.
Создавая новые мощности по добыче алмазов в России, 'АЛРОСА' также расширяет базу своих алмазных активов в Африке, особенно в Анголе и Демократической Республике Конго. Компания, доходы которой за прошлый год составили почти 3 миллиарда долларов (2,2 миллиарда евро, 2 миллиарда фунтов стерлингов), контролирует приблизительно 23 процента мировых месторождений алмазного сырья. Это ставит ее на второе после De Beers место в ряду поставщиков алмазов на международный рынок.
Ничипорук, ставший президентом 'АЛРОСА' два года назад, возглавил вызвавшую массу кривотолков реорганизацию менеджмента компании и структуры собственности. Федеральное правительство России забирает в свои руки у региональных властей Якутии контроль над 'АЛРОСА'. Именно в этом регионе на северо-востоке Сибири находится производственная база компании и большая часть российских алмазных месторождений.
В настоящее время Якутии принадлежит 40 процентов акций 'АЛРОСА'. Федеральное правительство владеет 37 процентами, а остальные 23 процента акций находятся в собственности у сотрудников компании и других частных инвесторов.
Однако к концу месяца Кремль планирует увеличить свою долю до 50 процентов плюс одна акция.
Данный план столкнулся с определенным сопротивлением в Якутии, которая получает от 'АЛРОСА' более половины своих бюджетных поступлений. Появились также сообщения о том, что в этот процесс был вынужден вмешаться российский президент Владимир Путин. В интервью Financial Times Ничипорук признался в том, что так называемая 'федерализация' компании идет нелегко.
По его словам, после перехода контрольного пакета в руки государства 'АЛРОСА' станет 'более открытой компанией', а также сможет в будущем выставить свои акции на фондовой бирже.
Тем временем, компания будет играть все более важную роль в других добывающих отраслях, в том числе, в добыче нефти и газа. Ходят слухи о том, что Путин хочет использовать 'АЛРОСА' в качестве локомотива для национализации 'Норильского никеля' - гигантской компании по производству цветных металлов, которой владеют российские олигархи Владимир Потанин и Михаил Прохоров. Конечная цель заключается в создании национального лидера горнопромышленной отрасли.
'Мы открыты для новых идей в плане хороших приобретений, - говорит Ничипорук, - у 'Норникеля' есть и стратегические металлы, поэтому время от времени люди в правительстве обсуждают историю приватизации и стратегическую роль этой компании в российской экономике'. Однако, отвечая на вопрос о сроках сделки с 'Норильским никелем', Ничипорук заявил, что на сегодня у его компании другие приоритеты.
Даже без смены собственников связи 'АЛРОСА' с российским государством очень крепки. Председателем ее наблюдательного совета является министр финансов России Алексей Кудрин. А когда к Путину в октябре приезжал с визитом ангольский президент Жозе Эдуарду душ Сантуш (Jose Eduardo dos Santos), стороны заключили сделку о предоставлении 'АЛРОСА' в партнерстве с российской государственной нефтяной компанией 'Зарубежнефть' доступа к ангольским месторождениям нефти.
'АЛРОСА' также воспользовалась возникшей нишей на рынке алмазов, что ближе к сфере ее основной деятельности, когда компания De Beers в 2000 году ушла из Луанды в связи с лишением ее прав на реализацию алмазов. Сегодня 'АЛРОСА' является крупнейшим иностранным инвестором в алмазной отрасли Анголы, поскольку на ее долю приходится 60 процентов добычи алмазов в этой стране, а De Beers всего 30 процентов.
Хотя два гиганта и конкурируют в ряде областей, De Beers вот уже почти полвека продает значительную часть необработанных камней 'АЛРОСА'. Однако Еврокомиссия в этом году решила, что такое положение дел мешает конкуренции, и заявила, что к 2009 году эта торговля должна быть прекращена.
Ничипорук говорит, что 'АЛРОСА' оспорит данное решение в суде, однако разрыв соглашения с De Beers заставит компанию искать новых покупателей за рубежом. 'Когда условия на рынке были хорошими, мы не имели трудностей в поиске других покупателей драгоценных камней, - сообщает он, - но De Beers очень стабильный покупатель, и нам придется задуматься о перспективах. Алмазы не самый привлекательный товар во времена кризисов и плохих периодов в экономике'.