Памятник Фридриху Энгельсу, украшающий одно из престижнейших мест в центре Москвы, в последние годы не приносил пользы практически никому, кроме голубей. Однако этот памятник соавтору "Манифеста Коммунистической партии" не так давно стал удобным местом сбора для некоторых жителей Остоженки, протестующих против превращения этого района в место для строительства роскошного жилья, которое является следствием бума на недвижимость в российской столице, подпитываемого нефтяными прибылями.
"Оставьте нас в покое", гласил в сентябре один из плакатов в руках демонстрантов. Так называется их движение, своим появлением обязанное проекту, предусматривающему строительство роскошного жилья на месте дома по адресу Хилков переулок, 3, в котором живут некоторые из участников движения. Над районом золотятся купола собора Христа Спасителя - церкви 19-го века, разрушенной Сталиным и восстановленной в 1990-е годы.
Остоженка, где раньше жили многие художники и представители интеллигенции, теперь известна на жаргоне агентов по недвижимости и их богатых клиентов как "золотая миля". В последние пять лет она стала наподобие расположенного на берегу Москвы-реки района Беверли-Хиллз (элитный район Лос-Анджелеса - прим. перев.) с видом на Кремль. На ее извилистых улочках теперь находятся современные пентхаусы стоимостью в миллионы долларов, автомобили "Ferrari", рестораны для гурманов, а также происходят необычные убийства: в прошлом году оперирующий знаменитостей пластический хирург был насмерть заколот ножом убийцей на роликах, что было, судя по всему, заказным убийством.
Повышение престижности данного района является лишь одной из множества историй о деньгах, власти и недвижимости, разворачивающихся в настоящее время по всей России.
В последние месяцы участниками драмы стала пожилая пара москвичей, изгнанная из своей квартиры и живущая в палатке во дворе своего дома, предназначенного на снос ради освобождения места для нового строительства, а также жители расположенной на окраине Москвы деревни, которых выгоняют из их домов, чтобы расчистить место для строительства многоэтажек. В обоих случаях жители были разъярены распоряжением переехать в квартиры в Южном Бутово, которое находится неподалеку от мест массовых расстрелов, проводившихся во времена сталинских репрессий, в часе езды на метро от центра Москвы. Они до сих пор оспаривают эти распоряжения.
Борьба продолжается и на Остоженке. "Золотая миля является самым блестящим бизнес-проектом в постсоветской России", - сказал в ноябре во время разговора в одной из местных кофеен в стиле "Starbucks" Денис Литошик.
27-летнего Литошика трансформация затронула лично: он до недавнего времени жил в доме N3 в Хилков переулке, и в настоящее время является лидером движения "Оставьте нас в покое". Будучи журналистом деловой газеты "Ведомости", он приходит в ужас от цены 33000 долларов США за квадратный метр в доме, находящимся по соседству с его бывшим домом. "Они продают не наркотики, но зарабатывают гораздо больше денег", - говорит он о разработчиках, нацелившихся на Остоженку.
Однако несколько зданий, некоторые обветшалые, некоторые из категории прочного среднего класса, тормозят полное преображение района.
Один из этих домов и находится по адресу Хилков переулок, 3. Г-н Литошик жил там с женой и ребенком до мая этого года, когда городские власти постановили, что дом подлежит сносу ради начала нового строительства, хотя дом 19-го века прошел капитальный ремонт в 1960-х годах и был обновлен снова несколько лет назад. Он и другие жители дома подверглись давлению властей и застройщиков, вынуждавших их уехать. Опасаясь, что дом может быть сожжен, что часто происходит в России, когда на его месте намечается новое строительство, он переехал, и начал борьбу.
В этом месяце деловая ежедневная газета "Коммерсантъ" сообщила, что федеральное антимонопольное ведомство признало планы в отношении дома N 3 по Хилкову переулку незаконными. Однако это решение может быть еще оспорено и не может остановить строительство. "Коммерсантъ" ранее в этом году цитировал слова пресс-секретаря мэра Юрия Лужкова Сергея Цоя, назвавшего действия протестующих жителей Остоженки "эгоизмом".
Остоженка оставалась практически нетронутой до конца 1990-х годов благодаря постановлению советских времен, предусматривавшему возведение Дворца Советов со статуей Ленина на крыше здания на том месте, где сейчас восстановлен собор Христа Спасителя. Дворец так и не был построен, но план не был отменен; на этом месте тогда построили бассейн. Остоженка упоминается в сюрреалистическом произведении Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", давшем русскому языку знаменитую фразу, связанную с недвижимостью: "Квартирный вопрос испортил москвичей".
Булгаков изобразил ранние годы советской власти, когда апартаменты аристократов насильно переделывались в коммунальные квартиры для народа, с общими ванными комнатами, кухнями и секретами. Сейчас новые деньги уничтожают эти старые коммуналки.
56-летний Александр Хосенков живет в коммунальной квартире своего друга. "Я живу здесь, однако все улицы переименовали - и я не могу найти нужные мне дома, - говорит он. - Неважно, что у кого-то есть "мерседесы". Душа должна иметь значение, а не машина".
Георгий Дзагуров, генеральный директор компании "Penny Lane Realty", предлагающей собственность на Остоженке, сказал: "Практически все могущественные люди купили здесь жилье".
"Один миллион долларов или два миллиона не имеют для них значения", - говорит он о своих клиентах. В октябре компания "Morgan Stanley" объявила о покупке пакета акций "RGI International", которой владеет Борис Кузинец - компании-застройщика, ультрасовременные здания которой, как считается, превращают Остоженку в район миллиардеров. На интернет-сайте "RGI", открытом к размещению изначального открытого предложения на Лондонской фондовой бирже, Хилков переулок, 3 указан как один из проектов компании.
Обозначая своих клиентов как "главным образом бизнесменов, банкиров, нефтяников и металлургов", г-н Кузинец признает потребность олигархов в особой атмосфере. "Олигархам трудно жить в обычном здании", - говорит он.
Максим, банкир, хотя и не олигарх, отказался назвать свою фамилию, однако согласился показать свою благоустроенную двуспальную квартиру, находящуюся в доме, построенном компанией Кузинеца. "Тут везде охрана, - рассказал он. - Очищенная вода, центральное кондиционирование воздуха, хорошая парковка. Главное - здесь однородная среда. Это плюс".
Г-н Литошик, уставший от борьбы, согласился на продажу своей 80-метровой квартиры по цене 10000 долларов за квадратный метр. Это победа, говорит он, так как в Москве получить справедливую цену - почти чудо. И это поражение, так как "мы никогда не хотели продавать свою квартиру".
Эта история знакома разным поколениям россиян, как жившим до советской эпохи, так и живущим после нее. "Хилков переулок, 3 - это "Вишневый сад - 2", - говорит г-н Литошик, имея в виду пьесу Чехова о - ну как же без этого - деньгах, собственности и одном классе, вытесняющем другой.