'Почему это, - задал на прошлой неделе вопрос один ведущий московский телекомментатор, - Запад любит Россию, когда она слаба и находится в упадке? Когда она начинает выздоравливать, как это произошло при Владимире Путине, Запад вновь начинает на нас нападать'.
Конечно, вопрос был риторическим. Этот телеведущий, как и многие среди российской правящей элиты и рядового населения, считает, что Америка и Западная Европа боятся сильного соперника в лице России. Этого достаточно, чтобы объяснить иностранную критику, с которой сталкивается Путин после того, как он восстановил власть Кремля над экономикой и мятежными регионами, став семь лет назад президентом.
Изменения внутри России удивительны. Укрощены олигархи 90-х годов, подавлена беспорядочная демократия ельцинского периода. Страна стала 'управляемой демократией', в которой доминируют чиновники. В ней нет ни политики, ни идеологии, существующей независимо от Кремля. Высоко взлетевшие цены на энергоресурсы преобразили бюджет государства.
Однако настроение в Москве далеко не такое уверенное, как можно было бы предположить, судя по международному имиджу России. В нем превалируют националистические и оборонительные настроения. Похоже, причина в том, что спекуляции по поводу преемника Путина, который должен занять его место в 2008 году, начинают дестабилизировать политический истэблишмент.
Так всегда было в России до и после революции. В подковерной борьбе за власть начинают грызться различные фракции, которым предстоит назвать нового царя.
Судя по внешнему виду, все находится под контролем. Прокремлевская партия 'Единая Россия', контролирующая Государственную Думу, объединяет ресурсы центрального правительства и назначенных Путиным губернаторов российских регионов, чтобы предотвратить возникновение любой серьезной оппозиции на предстоящих в следующем году парламентских выборах. Партии правых либералов в замешательстве, их все еще преследует отождествление с болезненными экономическими реформами 90-х.
Чтобы отразить вызов, брошенный стареющей, но все еще активной коммунистической партией, Кремль инспирировал создание новой партии под названием 'Справедливая Россия', которая призвана занять позиции в центре и ближе к левому флангу. Правый фланг по-прежнему занимает ксенофобствующая Либерально-демократическая партия России, основанная в 1990 году Владимиром Жириновским при поддержке КГБ.
Вся эта система очень хорошо 'управляется', поскольку сильны страхи перед социальными взрывами в провинциях, куда направляется лишь малая часть получаемых Россией от экспорта энергоресурсов денег. Однако главным моментом будут предстоящие в марте 2008 года президентские выборы. Они определят, кто будет контролировать нефть и газ после Путина, если он уйдет, как, похоже, он и намерен поступить.
Есть два основных кандидата, которых готовят на этот пост на ролях заместителей премьер-министра. Это Дмитрий Медведев, одновременно занимающий должность председателя совета директоров энергосырьевого гиганта 'Газпром', и министр обороны Сергей Иванов. Первый является близким соратником Путина, ранее он возглавлял кремлевский чиновничий аппарат. А сейчас этот человек отвечает за крупные государственные программы в области здравоохранения, образования и социального обеспечения. Иванов имеет больший опыт международной деятельности, он бегло говорит по-английски. Ранее он работал в элитном первом главном управлении КГБ, отвечавшем за международный шпионаж.
Оба человека имеют хорошие способности, и оба символизируют преемственность. Однако неуверенность ощущается очень явно. Советники Путина открыто говорят о том, что убийства журналистки Анны Политковской и бывшего агента КГБ Александра Литвиненко были направлены на дальнейшую 'дестабилизацию' России в момент внутренней нестабильности.
Пока Путин сопротивляется всем уговорам остаться у власти, однако давление нарастает. Он пообещал по-прежнему активно участвовать в происходящих процессах, но Россией никогда не удавалось успешно управлять путем разделения власти в Кремле. Поэтому слухи и предположения остаются. Именно поэтому сейчас велико стремление обвинять во всем темные внешние силы.
_________________________________________________
Опасность для Путина - в потере чувства меры ("The Financial Times", Великобритания)
По-хорошему с Путиным не выходит ("The International Herald Tribune", США)
Кто придет на смену Путину? Спросите Путина ("Los Angeles Times", США)