Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'
Когда распался Советский Союз, многие предсказывали конец и организации Северо-Атлантического договора (НАТО). Тем не менее, несколько недель назад НАТО провела свою встречу на высшем уровне в Риге, столице Латвии, ранее входившей в состав СССР.
НАТО была создана в 1949 году как союз с целью сдерживания советской мощи. Ее внимание было сосредоточено на Восточной Европе, и, как шутили, предназначена она была для того, чтобы отгонять русских, сдерживать немцев и привлекать американцев. Но эпоха 'холодной войны' давно в прошлом. Германия - демократическая страна, твердо закрепившаяся в Евросоюзе, и угрозы вторжения советских танков на равнины Северной Германии больше не существует.
НАТО выжила, потому что изменилась. Хотя некоторые центральноевропейские страны, ранее оккупированные СССР, по-прежнему воспринимают НАТО как политический страховой полис против возрождения российских амбиций, НАТО более не направлено против России. Более того, российские офицеры могут участвовать в военных учениях и посещать штаб-квартиру НАТО в рамках программы 'Партнерство ради мира'. Остаточная подозрительность и российская гордость не позволяют НАТО и России достичь большего согласия; тем не менее, эта организация более не сосредоточивает свое внимание на России.
Одной из крупных задач, которую выполняла НАТО в течение первого десятилетия после холодной войны, было привлечение вновь освободившихся стран на сторону Запада, требуя от них соответствия демократическим стандартам в обмен на обещание членства в организации. Другой важной задачей было содействие восстановлению стабильности в проблемном балканском регионе после распада Югославии и последовавших затем войн в Боснии и Косово. Миротворческие операции НАТО были стабилизирующим фактором в регионе. Так, благодаря дипломатии НАТО и ЕС этнический конфликт в Македонии не перерос в бурный кризис.
Хотя эти действия сыграли важную роль, многие наблюдатели доказывали, что НАТО придется расширить свою сферу внимания за пределы Европы. Распространенной остротой стало, что НАТО придется оказаться 'либо вне своего региона, либо вне игры'. Это приобрело особое значение после того, как вследствие терактов 'Аль-Каиды' 11 сентября 2001 года в центре внимания американской внешней политики оказался международный терроризм.
Европейские страны-члены НАТО отреагировали введением в действие положения из Статьи 5 хартии НАТО о взаимной защите и оказанием США помощи в Афганистане, где в настоящий момент находятся 32 000 военнослужащих НАТО. Войска стран НАТО, благодаря совместным учениям, могут эффективно действовать даже в том случае, когда не все члены организации принимают официальное участие. Например, НАТО не участвовала в войне 1991 года в Персидском заливе или в первых этапах афганской кампании, но благодаря планированию и боевой подготовке в рамках НАТО члены организации могли бы эффективно сотрудничать, если бы возникла такая необходимость.
В то же время после Риги НАТО сталкивается с рядом проблем. Европа расколота по вопросу американского вторжения в Ирак, и политики не проявляют никакого желания вовлекать в эту войну НАТО. Новые отношения с Россией требую пристального внимания, и быстрое предоставление членства таким бывшим советским республикам, как Украина и Грузия, может оказаться нелегким делом.
Если же говорить о военной стороне дела, то европейским странам нужно увеличить расходы на безопасные средства коммуникации, мощности для авиаперевозок, специальные операции, а также обучение действиям в условиях применения химического и биологического оружия, чтобы иметь возможность эффективно вести войну с терроризмом. Франция озабочена слишком большим влиянием Америки в НАТО и выступает против такой глобальной роли НАТО, при которой организация устанавливает особые партнерские отношения с Австралией, Новой Зеландией, Японией и другими странами. Французы опасаются, что глобальные амбиции НАТО, особенно в Восточной Азии, могут вызвать трения с Китаем.
Но, конечно, крупнейшей проблемой НАТО на сегодня остается Афганистан. Правительство Хамида Карзая остается слабым, а экономика по-прежнему сильно зависит от производства опиума. Структуры 'Талибана' и 'Аль-Каиды' вновь начинают представлять политическую и военную угрозу. Многие страны НАТО, чьи войска находятся в Афганистане, приняли 'национальные поправки', ограничивающие сферу использования их войск. Хотя на саммите в Риге некоторые из этих поправок были смягчены, чтобы дать возможность оказывать помощь союзникам в серьезных ситуациях, тем не менее, в основном боевые действия в южном Афганистане ведут Великобритания, Канада, Нидерланды и США, в то время как войска Франции, Германии и Италии расквартированы в более спокойных северных районах.
Трудно представить, как НАТО может преуспеть в стабилизации Афганистана, если она не пожелает увеличить размер воинского контингента и предоставить командирам большую гибкость. Для успеха также потребуются дополнительные деньги на реконструкцию, развитие и внедрение альтернативных сельскохозяйственных культур вместо опиумного мака. Правительства стран Европы и США озабочены проблемами бюджета, но, с более широкой точки зрения, предоставление сейчас значительно большей помощи Афганистану может обернуться более существенной экономией в будущем.
Одной из значительных потерь, вызванных ошибочной политикой администрации Буша в Ираке, стало отвлечение внимания и ресурсов от справедливой войны в Афганистане. Если бы хоть малая доля средств, направляемых в Ирак, была предназначена Афганистану, нынешняя угроза возрождения 'Талибана' и 'Аль-Каиды', возможно, не была бы столь значительна. К сожалению, Ирак отвлекает на себя всю энергию политического процесса в Вашингтоне. Лишь немногие за пределами Европы прилагают усилия к тому, чтобы спасти НАТО от серьезного провала в ее первом крупном испытании за пределами Европы.
Джозеф С. Най - профессор в Гарварде и автор книги 'Понимание международных конфликтов'.
___________________________________________
Copyright: Project Syndicate, 2006.
Перевод с английского: Николай Жданович
_________________________________________
Нам стоит распустить НАТО ("La Vanguardia", Испания)
НАТО следует поумерить амбиции ("The Financial Times", Великобритания)