Своей западной политикой Михаил Саакашвили поставил Грузию в тяжелое положение. Россия безжалостно оказывает давление на своего прежде важнейшего партнера по экспорту. И тем не менее, в своем интервью для электронной версии газеты 'Welt' президент Саакашвили выражает оптимизм.
38-летний президент Грузии Михаил Саакашвили пытается делать хорошую мину при плохой игре. Ведь из-за его ориентации на Запад страна вызвала гнев главы Кремля Владимира Путина. Отношения с могущественным северным соседом достигли нулевой отметки. Уже несколько месяцев Россия оказывает давление на этот регион. С лета в Россию прекращен экспорт вина и минеральной воды из Грузии, важнейших товаров, приносящих валюту этой крайне бедной стране Южного Кавказа. Кроме того, русские заявили об увеличении в два раз цены на газ для Грузии. Однако в беседе с Welt.de, Саакашвили, женатый на голландке, выражает уверенность в том, что его страна сможет собственными силами выбраться из этой сложной ситуации.
Welt.de: Джордж Буш был здесь в мае прошлого года, однако его визит не забыт. Кругом развешены его плакаты, и даже одна улица в Тбилиси была названа в честь американского президента.
Михаил Саакашвили: Да, ему понравилась наша кухня, все эти сытные, вкусные блюда. Когда официальная программа завершилась выступлением танцевального ансамбля, он не встал, чтобы уйти: так ему понравилась наша культура. И поэтому грузины просто любят его.
Welt.de: Но зато менее хорошо обстоят дела с Россией, когда-то Вашим важнейшим партнером по экспорту. Каковы последствия блокады грузинских продуктов для Вашей экономики?
Саакашвили: Эта блокада дает нам и определенный шанс. И Эстония, и Восточная Европа проделали этот путь, а теперь у них больше иностранных инвестиций, чем когда-либо. Теперь мы, по крайней мере, вынуждены становиться более конкурентоспособными. Возможности для нас открываются не только на западноевропейском рынке, который слишком насыщен, но также и в Центральной Азии и арабских странах. Кувейт и Казахстан являются нашими важнейшими инвесторами. На самом деле, Путину нужно поставить памятник за то, что он бросил нас в холодную воду.
Welt.de: Не слишком ли положительно Вы оцениваете это?
Саакашвили: Нет, мы не должны здесь ничего драматизировать, ведь это лишь вопрос времени, и все снова встанет на свои места. Мы знаем, что русские не испытывают к грузинам враждебных чувств. В долгосрочной перспективе политика Москвы не принесет желаемых результатов, ведь наши народы слишком связаны друг с другом и исторически, и в культурном плане. Ведь недаром здесь, в Грузии, жили такие поэты, как Лермонтов, Пушкин и Пастернак, да и теперь россияне любят приезжать сюда, хотя сейчас им приходится добираться окольными путями (через Армению или Турцию - прим. ред.)
Welt.de: Сталин ведь был грузином, в городе Гори открыт его громадный музей, в котором прославляется диктатор.
Саакашвили: Да, жители Гори не хотят расставаться с ним, во всяком случае, необходимо, чтобы была отражена правда.
Welt.de: Как же будут развиваться дела в Грузии дальше? Ведь все еще много людей эмигрируют из-за тяжелой экономической ситуации.
Саакашвили: Это не так. Сейчас больше людей приезжают, чем уезжают. В прошлом году к нам вернулось на 100 000 человек больше, чем выехало. Среди них представители интеллигенции, артисты, как например, Нино Ананиашвили, прима-балерина из Большого театра в Москве, возглавляющая теперь у нас национальный танцевальный театр. Или, например, Каха Бендукидзе, министр-реформатор в нашем правительстве и один из ведущих бизнесменов России. Значительны и инвестиции грузин, проживающих за рубежом, приток капитала к нам все время увеличивается.
Welt.de: За какими отраслями Вы видите будущее?
Саакашвили: Одной из важнейших отраслей является туризм. Благодаря нашему Черному морю и Кавказским горам, мы могли бы стать чем-то средним между Швейцарией и Лазурным берегом. После 'революции роз' пассажирские авиаперевозки увеличились в 10 раз, не в последнюю очередь из-за того, что Грузия, без сомнения, олицетворяет европейский дух.
Welt.de: Все это звучит так, будто Вы надеетесь, что Грузия в один прекрасный день окажется в Европе.
Саакашвили: Если Турция вступит в Европейский Союз, если туда уже вступят Румыния и Болгария, то и для нас это будет легче. Без сомнения, будущее Грузии тоже находится в Европе. Пока еще рано говорить об этом. Но настанет и наше время, я в этом полностью убежден.