Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как Буш может исправить провалы своей политики

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня в Ираке Соединенные Штаты, вполне вероятно, переживают самый последовательный провал своей внешней политики за всю историю, сравнимый, пожалуй, только с войной во Вьетнаме. Однако Вьетнам все же был унитарным государством, разделительная линия в котором была искусственной, а значит - и временной, в то время как Ирак - это искусственно объединенное государство

Сегодня в Ираке Соединенные Штаты, вполне вероятно, переживают самый последовательный провал своей внешней политики за всю историю, сравнимый, пожалуй, только с войной во Вьетнаме. Однако Вьетнам все же был унитарным государством, разделительная линия в котором была искусственной, а значит - и временной, в то время как Ирак - это искусственно объединенное государство, которое теперь пересечено разделительными линиями - и, возможно, уже навсегда. Кроме того, в отличие от Вьетнама, Ирак - это не просто плашка домино. Он окружен ими.

Корни надвигающейся катастрофы следует искать в самых первых днях, проведенных Джорджем Бушем-младшим в президентском кресле. За первые девять месяцев своей работы новая администрация практически остановила дипломатическую работу на Ближнем Востоке и либо ослабила, либо фактически аннулировала целый ряд многосторонних договоренностей. Эти действия привели к росту международного недовольства: во всем мире начали говорить, что США игнорирует международные законы, институты, договоры и альянсы.

Администрация безрассудно промотала огромный капитал доброй воли всех стран мира, который достался ей после терактов 11 сентября 2001 года. Беспрецедентное предложение от НАТО развернуть войска альянса вместе с американскими в Афганистане было отвергнуто; 'фактор 11 сентября' был использован в качестве прикрытия для нападения на Ирак, причем в этом был явный привкус 'подгонки задачи под ответ': терроризм, обосновавшийся в Афганистане, был поставлен на одну полку с тоталитаризмом в Ираке, хотя на деле эти два явления были совершенно противоположны и даже враждебны друг другу. Вторжение в Ирак стало высшей точкой американской односторонней политики и одновременно низшей точкой доверия к Америке со стороны всех других государств мира.

В ближайшие месяцы и годы США понадобится максимум участия и доверия со стороны международного сообщества, особенно в рамках 'дипломатического наступления', которое рекомендует предпринять Исследовательская группа Бейкера-Хэмилтона по Ираку. А для этого требуется не просто новый подход к иракскому вопросу, а переустройство всей внешней политики США. Однако Буш настолько неохотно отказался от очередной попытки оставить Джона Болтона (John Bolton) постоянным представителем США в Организации Объединенных наций, что создается впечатление, что он либо не понимает, до какой степени Болтон олицетворяет презрение нынешней администрации к этому органу, либо - что хуже - ему все равно.

Какой бы курс президент ни выбрал в Ираке, ООН все равно будет ему нужна. Сегодня необходимо назначить нового постпреда, имеющего как личное намерение усиливать институт, который США последние несколько лет систематически подрывали, так и соответствующие полномочия от руководства. С этой же целью Бушу следует в самом начале наступающего года встретиться с новым генеральным секретарем ООН Пан Ки Муном (Ban Ki-moon), дабы помочь всей международной организации в его лице установить по возможности более тесное взаимодействие с Конгрессом.

Еще один шаг, который должны сделать США - перестать бойкотировать вновь созданный Совет по правам человека при ООН, пришедший на смену старому Комитету по правам человека, в создании которого участвовала еще Элеанор Рузвельт (Eleanor Roosevelt) - и, надо сказать, существенно улучшивший его работу.

Кроме того, администрация должна искать и другие пути, чтобы показать, что она уважает международное право. Буш уже оскорбил многих друзей Америки по всему миру, выйдя из договора о создании Международного уголовного суда. Администрация должна как минимум прекратить попирать Женевскую конвенцию и конвенцию против пыток, а также предоставить наконец суду право решать, необходимо ли содержать пленных под стражей. Поскольку США уже и сами пытали заключенных в тех самых тюрьмах, которые построил еще Саддам Хусейн, и передавали пленных в страны, где против них могли быть применены пытки, теперь мы должны либо обеспечить соблюдение Женевской конвенции в следственном изоляторе в заливе Гуантанамо, либо вообще закрыть его.

Сегодня в опасности оказались не только ООН и другие международные организации, в строительстве которых США столь активно участвовали после окончания Второй мировой войны, но и режимы глобального контроля над вооружениями и нераспространения ядерных технологий и материалов - что произошло, опять же, во многом благодаря политике администрации Буша. С 2001 года США вышли из Договора по ПРО, максимально ослабили процесс сокращения стратегических вооружений и нанесли немалый ущерб Договору о нераспространении ядерного оружия, а также до сих пор затягивают ратификацию Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Для исправления сложившейся ситуации следует сделать многое: и вернуться к переговорам с Россией по ядерному оружию на значительно более низком уровне; активно проводить политику моратория на производство расщепляемых материалов; и, конечно, отказаться от внешне привлекательно идеи разработки новых 'противобункерных' боеголовок. Ведь их необходимо будет испытывать - а это будет фактически означать нарушение ДВЗЯИ.

Может быть, кому-то покажется, что судьба Киотского протокола по изменению климата - того самого, который, как сказал Джордж Буш в 2001 году, 'уже мертв' - далека от таких вопросов, как борьба с терроризмом, войн в Ираке и общий кризис американской политики на Ближнем Востоке. На самом деле это не так. Обструкционизм и мракобесие, которые уже в течение пяти лет проявляет нынешняя администрация своим отношением к вопросам глобального потепления, уже стали символом всего того, что не нравится всему остальному миру как в форме, так и в содержании американского первенства. Необходимо сделать первый шаг к подписанию соответствующего международного договора - то есть оказать активную властную поддержку национальному законодательству по ограничению выбросов газов, задерживающих тепло.

То, что проблемы Ирака - да и всего региона, в котором он расположен - останутся с нами на годы вперед, понимают сегодня даже самые закоренелые оптимисты (а даже таких в Вашингтоне нынче найти трудно). Любой шаг, создающий условия, при которых Америка может стать лидером, готовым повести за собой других, будет со стороны нынешнего президента не просто благодеянием своему преемнику, но и большим делом для всего американского народа. Кроме того, такое дело будет обязательно отмечено, а единственное, чего, может быть, Буш хочет больше, чем по-прежнему размахивать саблей - это не дать, чтобы его пребывание на президентском посту осталось в истории как беспрецедентный политический провал.

Строуб Тэлботт - президент Института имени Брукингса (Brookings Institution). В администрации Билла Клинтона занимал пост первого заместителя государственного секретаря. Пишет книгу об международном управлении.

_________________________________

Ираку нужен нефтяной фонд ("The Wall Street Journal", США)