Ни в коем случае не должно быть такой ситуации, когда арабское государство предлагает Израилю начать мирные переговоры, а мы отвечаем отказом. В начале 70-х годов египетский президент Анвар Садат сказал в интервью журналу "Ньюсуик", что он готов начать с Израилем переговоры о мире в обмен на оккупированные территории. Но тогдашняя глава израильского правительства Голда Меир ("Госпожа Нет") ответила, что об этом не может быть и речи.
Наши спесивые лидеры уверяли тогда, что это был всего лишь политический трюк. До тех пор, пока не грянула война Судного дня. Мы все-таки приняли его условия, но с опозданием и заплатили за ошибку жизнями почти 3000 погибших солдат.
С тех пор много воды утекло в Иордане, и мы подписали мирные договоры с Египтом и Иорданией - двумя из трех соседних государств, начавших против нас войну в 1948 году. На сегодняшний день Сирия остается самым непримиримым врагом. Обходными путями Сирия непрерывно оказывает поддержку террористическим организациям, предоставляет политическую и военную помощь ливанской "Хизбалле", но с 1973 года воздерживается от атак на Израиль со своей территории.
Асад-отец был в некотором смысле пунктуальным и считал, что договоренности нужно соблюдать. Когда Ицхак Рабин стал во второй раз главой израильского правительства, между ним и Асадом существовало некое взаимопонимание о том, что в наших руках сирийские территории - Голанские высоты - возвращение которых произойдет в рамках будущего урегулирования.
Однако все попытки договориться, предпринимавшиеся в последние годы, срывались в самом начале из-за, казалось бы, ерунды. Прежде всего, из-за того, что цена, назначенная Сирией, была тотальной и ультимативной, включая право сирийских солдат омыть сапоги в водах озера Кинерет. После второй войны в Ираке Башар Асад почувствовал себя изолированным и презираемым из-за участия Сирии в "оси зла". И именно в таком загнанном положении Сирия решилась пойти в атаку с предложением о переговорах "без предварительных условий".
В интервью газете "Вашингтон пост" министр иностранных дел Сирии выступил с инициативой возобновления переговоров с Израилем без предварительных условий, а не с той точки, на которой стороны остановились или забуксовали в прошлый раз. В интервью итальянской газете Башар Асад поддержал своего министра: мои намерения искренние, и, если Ольмерт не в состоянии решиться, пусть за него это сделают Соединенные Штаты. Создается ощущение, что Сирия готова пересмотреть свое отношение не только к Израилю, но и к Америке.
Хлипкое положение в центре "оси зла" не выгодно Сирии. Только так можно объяснить миролюбивый порыв Дамаска. Не дожидаясь войны против Ирана, Асад предпочел действовать так же, как ливийский лидер Муамар Каддафи. Он напрямую спрашивает, где ему искать выход. Асаду вовсе не хочется быть марионеткой в руках тегеранского сумасшедшего.
В рабочем документе, направленном "Совету мира и безопасности" Нимрод Новик высказывает предположение, что на Асада произвело сильное впечатление то, что Израиль решился на военную операцию, оставив уязвленные тылы, и не отступил, когда начались обстрелы гражданского населения "катюшами". А также готовность Израиля бомбить жилые кварталы Бейрута и способность ЦАХАЛа выявить и уничтожить ракеты дальнего радиуса поражения, вместе с пусковыми установками. А еще та поддержка со стороны США, которая не позволила Совету Безопасности ООН потребовать немедленного прекращения военных действий в Ливане. Со стратегической точки зрения, в ближайшее время Сирия лишилась возможности использовать "Хизбаллу" для атак на Израиль с ливанской территории.
Призывы к возобновлению переговоров отнюдь не свидетельствуют о том, что Асаду нужен мир и только мир. Режим Асада обеспокоен из-за своей вовлеченности в происходящее в Ираке, из-за расследования убийства ливанского экс-премьера Харири, из-за разговоров о создании коалиции умеренных арабских стран. Но, меньше всего Асад хочет оказаться поблизости, когда президент Буш решит отреагировать или ударить.
При этом ясно, что центральным условием для возобновления переговоров без предварительных условий были и остаются Голанские высоты. О Голанских высотах не написано в ТАНАХе и о них не мечтают поселенцы с "территорий". Для нас речь идет о качестве жизни на протяжении 33 лет, о красивых пейзажах и, конечно, о стратегическом положении горного плато, считающегося "глазами и ушами страны". Прежде всего, нужно будет договориться о мерах по обеспечению безопасности израильского севера.
Не умно поступил Ольмерт, ответив категорическим отказом на сирийскую инициативу. Буш уйдет в отставку, а мы останемся здесь. Если правительству нужна "повестка дня", то сирийский вызов - лучший повод для общенационального усилия, требующего смелость и мудрость, над которыми Ольмерт посмеивается.
Невелики шансы на то, что с этого цветка начнется розовый сад, пока рядом находится Иран, угрожающий всему человечеству. Но Израиль в любом случае должен всегда быть в движении, нельзя быть пассивными, когда речь заходит о мире. Когда злейший враг протягивает руку, нужно, прежде всего, ответить "да".
перевод: Курсор.co.il