Судя по тому, какие драматические события разворачиваются сегодня в ВР, самую длинную тень в нынешней Великобритании отбрасывает не банк Barclays, не торговая сеть Tesco и не сотовый оператор Vodafone. Самые длинные руки нынче у 'Газпрома', и тянутся они не только к совместному предприятию ВР в России, и даже не только в кабинеты на Сент-Джемс-сквер, где будет решаться судьба следующего капитана ВР. Вполне вероятно, что и будущее ВР как британской компании будет решаться не без участия российского энергогиганта.
Признаю, что приходится повторяться, но факт есть факт: уход лорда Брауна обставляется в компании самым отвратительным образом. Председатель правления Питер Сазерленд (Peter Sutherland) фактически низвел своего генерального директора до положения президента, ожидающего новых выборов; рассмотрение новых кандидатов больше напоминает народный конкурс 'хочу стать звездой'. Кроме того, политическая обстановка вокруг компании сложилась такая, что ей приходится распыляться - а ведь вокруг и так слишком много горящих проблем, чтобы заниматься тушением еще и внутренних междоусобных пожаров.
Что делать? Отбросить в сторону интриги высоких кабинетов и вспомнить, что на кон фактически поставлено будущее одной из ключевых корпораций Великобритании. Пока будет продолжаться переходный период, механизм ВР будет работать слабее, чем обычно, а если с ним еще и неправильно обращаться, он вообще может сломаться, и тогда мощная многонациональная компания, еще полтора года назад всерьез рассматривавшая вопрос о покупке Shell, сегодня сама вполне может услышать подобное предложение.
Причем исходить подобное предложение может как от самой Shell, так - что, заметим, вполне вероятно - и от 'Газпрома'. И правительство Великобритании практически ничего не сможет сделать, чтобы помешать русским купить ВР. Боб Дадли (Bob Dudley), первый человек в российском совместном предприятии 'ТНК-ВР', не случайно столь резво поднялся на позиции одного из двух наиболее вероятных кандидатов на пост преемника лорда Брауна (второй - глава геологоразведочного отдела Тони Хейуорд (Tony Hayward)). Его взлет показывает, насколько тесно будущее ВР связано с Россией. ВР не хочет попасть в России в тот же кошмар, который испытала на себе Shell, и с этой точки зрения именно Дадли - самый правильный человек для того, чтобы выстраивать отношения с 'Газпромом' как через 'ТНК-ВР', так и посредством переговоров о создании новых совместных компаний.
Относительная важность московского направления выросла вместе с падением прибыли от реализации запасов Северного моря, и Дадли по праву считается менеджером, которому до сих пор удавалось вполне успешно играть, имея на руках не самые хорошие карты. Однако пост гендиректора ВР - это работа глобального масштаба, решение о том, кто будет ее делать, должно основываться на личных данных кандидатов, а не их личных связей.