Одной из основных причин, почему Польша столь охотно вошла в НАТО и ЕС, было желание как можно дальше уйти от российской орбиты. Теперь Польша загораживается от России членством в ЕС, словно щитом.
- Нам приходится по самую шейку погружаться в ЕС - только тогда мы чувствуем себя в безопасности, - говорит Бронислав Коморовский (Bronislaw Komorowski), один из лидеров оппозиционной партии 'Гражданская платформа'.
Скептицизм Польши относительно России уже начал влиять на общую политику ЕС в отношениях с огромным восточным соседом. Месяц назад, когда Россия отказалась отменить эмбарго на ввоз польского мяса и овощей, Польша заблокировала начало переговоров по новому соглашению о партнерстве между Россией и Европой. Кроме того, Варшава неоднократно пыталась предостеречь Европу от угрозы попадания в зависимость от российских энергоносителей. Президент Польши Лех Качиньский (Lech Kaczynski) признает, что непосредственной угрозы Россия не представляет, но добавляет при этом:
- Существуют различные формы экспансии, и одна из них - энергетика.
Хотя польская инициатива организовать своего рода 'энергетическую НАТО', члены которой приходили бы на помощь друг другу в случае, если бы та или иная страна испытывала угрозу нехватки энергоносителей, пока не пользуется значительной поддержкой, Варшава продолжает искать пути диверсификации энергопоставок и ухода от приоритетных отношений с Россией в этой области - сегодня из России Польша получает две трети потребляемого природного газа и практически всю нефть. В частности, для обеспечения возможности импортировать сжиженный газ из других стран правительство планирует построить на Балтике регазификационный терминал. Также идет обсуждение строительства нового нефтепровода, по которому в Польшу - либо через Украину, либо через Балканы - шла бы нефть из Каспийского бассейна.
- Вероятно, Польша все же построит газовый терминал, причем даже не ради экономической выгоды, а ради того, чтобы над ним развевался польский флаг, - говорит министр обороны Польши Радослав Сикорский (Radoslaw Sikorski). - Доступ к энергоносителям - это вопрос национальной безопасности.
Польша выступает против строительства газопровода по дну Балтийского моря из России в Германию. В Польше беспокоятся, что если он заработает, Россия сможет беспрепятственно, без риска для своих рынков в Западной Европе, перекрывать наземный газопровод, который идет как раз через польскую территорию.
- Мы считаем, что в строительстве этого газопровода нет необходимости, - заявил Павел Залевский (Pawel Zalewski), глава парламентского комитета по международным отношениям.
Залевский считает, что у Польши есть реальный повод для беспокойства, поскольку Россия, по его словам, 'зачастую действует по старым имперским шаблонам, которые не соответствуют таким европейским ценностям, как, например, уважение суверенитета других государств'. В частности, у Польши есть подозрение, что авария на российском нефтепроводе, питающем недавно приобретенный крупнейшей польской нефтяной компанией PKN Orlen нефтеперерабатывающий завод в литовском Мажейкяе, произошла отнюдь не случайно.
К вопросам энергетической безопасности добавляются и другие проблемные темы - например, отказ России от сотрудничества в расследовании убийства 20 тысяч офицеров польской армии Советами в начале войны и отказ Москвы даже рассматривать возможность выплаты компенсаций сотням тысяч жителей Польши, депортированных во время войны в Советский Союз. Отношения осложняются еще и тем, что Москва усиленно налаживает разорванные связи с другими бывшими центральноевропейскими сателлитами. Президент России Владимир Путин уже был в Венгрии и Чехии, но в Польшу так и не поехал. При формировании постсоветского национального самосознания Россия и сама использует древнюю антипатию к Польше - новый российский государственный праздник отмечает изгнание польской армии из Кремля в 1612 году.
Попытки Варшавы использовать членство в ЕС в качестве 'бампера' в отношениях с Москвой зачастую вызывают недовольство других членов из-за ее слишком топорных внешнеполитических шагов. Западноевропейские дипломаты отмечают, что не были должным образом подготовлены к тому, что Польша будет блокировать переговоры с Москвой. Предложение Польши о подписании энергетического пакта также не пошло дальше разговоров именно из-за отсутствия должной дипломатической подготовки. У Польши уже несколько месяцев нет своего постоянного представителя в Брюсселе, а что касается министерства иностранных дел, то даже собственные сотрудники называют его 'черной дырой' и шутят, что пока министр Анна Фотыга (Anna Fotyga) обсуждает с президентом то или иное решение, надобность в нем успевает отпасть.
Есть у Польши и проблемы с Германией - временами отношения накаляются из-за балтийского газопровода, Германия время от времени пытается требовать назад имущество, потерянное при переделе территории после войны, но проблемы с Россией имеют совершенно иную природу.
- Наши отношения с Германией широки и глубоки, мы одна семья - утверждает Сикорский. - Отношения с Российской Федерацией совершенно иные.
______________________________________________
Курьер из Варшавы ("Przeglad", Польша)
Рявкнувшая мышь ("Trybuna", Польша)
Швырни мясом в Путина* ("Nie", Польша)