Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лицензия на убийство

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня Россия празднует День чекиста, или 'разведчика'. Празднует спустя всего несколько недель после того, как живший в изгнании в Лондоне бывший офицер-разведчик Александр Литвиненко был отравлен полонием-210. Пока мы не знаем точно, было ли это убийство делом рук его бывших товарищей

December 20, 2006; Page A18

Сегодня Россия празднует День чекиста, или 'разведчика'. Празднует спустя всего несколько недель после того, как живший в изгнании в Лондоне бывший офицер-разведчик Александр Литвиненко был отравлен полонием-210. Пока мы не знаем точно, было ли это убийство делом рук его бывших товарищей.

Однако этот день знаменателен для российских шпионов и по другой причине. Сегодня исполняется 25 лет с момента создания в российской разведке тайного подразделения, офицеров из состава которого учат 'ликвидировать' людей за рубежом. В 1981 году советское Политбюро тайно утвердило предложение тогдашнего председателя КГБ Юрия Андропова и генерала Юрия Дроздова, возглавлявшего управление 'С', которое руководило работавшими за рубежом агентами-нелегалами. В соответствии с этим предложением была создана внутренняя боевая группа специального назначения под названием 'Вымпел'. В ее задачи входили убийства, террор и подрывная деятельность на вражеской территории, прежде всего, на территории Великобритании и США.

'Первоначально 'Вымпел' создавался для решения специальных задач за границей, - рассказал в этом году российским средствам массовой информации бывший руководитель этого подразделения генерал Владимир Проничев, - до начала 90- годов специалисты 'Вымпела' вначале обучались иностранным языкам, чтобы их не могли раскрыть по неправильному акценту или произношению. Они изучали историю конкретного региона, его национальные традиции, менталитет населения и детали повседневной жизни. Из них создавали 'универсальных солдат'. Генерал далее отмечал: 'Эта группа специального назначения - профессионалы высочайшего калибра - просто не знала слова 'невозможно'. В ней был принят ясно очерченный порядок действий: 10 дней на подготовку операции и еще 5 дней на исправление ошибок, допущенных в ходе начальной подготовки'.

Мой соавтор Олег Гордиевский вспоминает, что когда он в 1985 году был резидентом (руководителем аппарата) КГБ в Лондоне, генерал Дроздов лично отдавал ему довольно необычные приказы. Он должен был искать пустые дома в Великобритании, в которых можно было бы прятать людей и складировать оружие. Он получал распоряжения искать подходящие места для тайников, где можно было бы прятать беспроводные передатчики, консервы, легкое оружие, боеприпасы и документы. Список Дроздова давал основания предполагать, что КГБ планировал будущие операции 'Вымпела'. Подразделение это было новым, но работа была не в новинку. Десятью годами раньше работавший в Лондоне оперативный офицер КГБ Олег Лялин проводил похожую подготовку к диверсионным действиям на случай войны, в том числе, к массовым отравлениям людей и политическим убийствам. В 1971 году Лялина завербовала MI-5. Вскоре он оказался в рядах перебежчиков.

В 1983 году, будучи 28-летним офицером советской военной разведки, я приступил к программе специальной подготовки - той самой, по которой готовились члены строго засекреченной и тогда только становившейся на ноги группы 'Вымпел'. Нашу группу направили в особый центр, находившийся в лесу недалеко от Казлу-Руда, что на территории Литвы. Нас обучали работе за линией фронта. Мы регулярно совершали прыжки с парашютом неподалеку от польской границы, нас учили вынимать из заминированных тайников оружие и радиопередатчики, тайно переходить границу, встречаться по ночам с агентами и ориентироваться на незнакомой территории. Нас также учили обращаться со взрывчатыми веществами, стрелять с обеих рук, водить все типы транспортных средств и тайком подбираться к хорошо охраняемым объектам. Наши инструкторы щедро потчевали нас рассказами о штурме кабульского дворца Тадж-Бек четырехлетней давности и об убийстве тогдашнего афганского премьера Хафизуллы Амина (Hafizullah Amin).

Эта работа продолжается в России и сегодня. Во время недавней пресс-конференции в Москве отставной офицер из 'Вымпела' Владимир Козлов заявил, что в составе спецназа российских секретных служб, которые сегодня делятся на Главное разведывательное управление вооруженных сил, Службу внешней разведки и Федеральную службу безопасности (ФСБ), имеются специалисты, подготовленные для выполнения особых заданий за рубежом. Самый последний пример такой деятельности - подрыв российскими агентами в феврале 2004 года в Катаре автомашины, в которой находился чеченский лидер Зелимхан Яндарбиев и его маленький сын. Хотя всех троих убийц захватили с поличным, а затем судили в местном суде, вскоре агентов вернули в Россию, где их встречали как героев. Борис Ельцин распустил 'Вымпел' в 1993 году, но двумя годами позже это подразделение было восстановлено, получив название Управление 'В', или группа специальных операций в составе ФСБ.

В июле российская Государственная Дума приняла закон, дающий президенту право на использование своих спецслужб для уничтожения террористов и прочих врагов государства за границей. Поэтому сейчас любой критик путинского режима на Западе в полном соответствии с российским законодательством может получить укол отравленным зонтиком. Но кто мог предположить, что яд окажется радиоактивным?

Борис Володарский - бывший офицер советской военной разведки Володарский в соавторстве с Олегом Гордиевским написал выходящую скоро из печати книгу 'КГБ: Вест-Сайдская история' ("KGB: The West Side Story.")

________________________________________________________

В путинской России празднуют победу коррупция, насилие и порок ("The Guardian", Великобритания)

Блэр прогибается под все более страшную Россию ("The Times", Великобритания)

Россия - враг ("The Wall Street Journal", США)