Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Недовольство неравенствами глобализации

Чего не говорят протекционисты

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Самая серьезная критика глобализации заключается в обвинении ее в том, что она способствует распространению неравенства, снижая уровень американских зарплат и обогащая при этом руководителей корпораций, обладающих миллионными корпорациями. Это обвинение отчасти верно, однако по большей части - нет.

Протекционисты, характеризующие свободную торговлю как измену, ведут борьбу за возведение новых барьеров вокруг Америки, пытаясь сохранить рабочие места и ограничить импорт.

Некоторые построили свои карьеры на разоблачении зла глобализации. Комментатор CNN Лу Доббс (Lou Dobbs), например, постоянно критикует свободную торговлю в своем вечернем шоу и в своей книге "Экспортирующая Америка: почему из-за жадности корпораций американские рабочие места уплывают за границу" ("Exporting America: Why Corporate Greed is Shipping American Jobs Overseas"). Реклама книги на сайте CNN утверждает: "Перемещение американских рабочих мест на более дешевые заграничные рынки труда угрожает не только миллионам рабочих и членам их семей, но и американскому образу жизни".

Самая серьезная критика глобализации заключается в обвинении ее в том, что она способствует распространению неравенства, снижая уровень американских зарплат и обогащая при этом руководителей корпораций, обладающих миллионными состояниями. Это обвинение отчасти верно, однако по большей части - нет.

Соответствующая действительности часть заключается в том, что во многих странах глобализация способствовала росту богатства собственников бизнеса и менеджеров, в то время как зарплата рядовых рабочих росла меньшими темпами. Это произошло из-за того, что в мировой экономике стала принимать участие рабочая сила из большинства стран Восточной Европы, Китая и Индии.

В результате миллионы рабочих в США и Западной Европе столкнулись с более жесткой, чем когда-либо, конкуренцией со стороны других рабочих, готовых работать за гораздо более низкую зарплату. В сфере капиталов пропорционального роста конкуренции не было, поэтому доля прибылей корпораций выросла, а доля зарплат уменьшилась. Богатые становятся богаче, в то время как доходы рабочих в целом тоже растут, однако гораздо медленнее.

Некоторые рабочие из сферы производства в Соединенных Штатах - например, те, кто работают на огромных заводах по производству стали - пострадали, так как их рабочие места перемещаются из Америки в страны с более низкими уровнями зарплат. Однако для рабочих в целом правда о глобализации и неравенстве заключается в прямо противоположном тому, что утверждают протекционисты. Есть три разъяснения для рабочих сталелитейной промышленности, а у неравенства имеются две перспективы.

Одно из разъяснений заключается в том, что протекционисты слишком преувеличивают негативные последствия глобализации, приписывая практически все потери рабочих мест в производстве конкуренции с Китаем. Некоторые политики и лидеры профсоюзов говорят нам, что миллионы рабочих мест из Америки перемещаются в Китай. Это абсолютная неправда.

Научные исследования показывают, что потеря большей части рабочих мест в Соединенных Штатах объясняется внутренними причинами, такими, как рост производительности. Несколько лет назад на производство одного автомобиля уходило 40 рабочих часов. Теперь этот процесс занимает 15 часов. Это означает, что стало нужно меньше рабочих. Протекционисты, обвиняющие Китай в потере подобных рабочих мест, просто интеллектуально нечестны. На самом деле и Китай и США потеряли рабочие места в производстве из-за роста производительности, однако Китай потерял в десятки раз больше - около 25 миллионов рабочих мест, с 54 миллионов в 1994 году до 30 миллионов десять лет спустя.

Второе разъяснение заключается в том, что существует два способа повышения уровня жизни людей. Один - это повысить их зарплаты. Другой - понизить цены, чтобы на тот же объем денег можно было купить больше товаров.

Возможность покупать недорогую качественную китайскую обувь и японские автомобили по более низким ценам приносит большую выгоду американцам с низкими доходами. Банкир с Уолл-стрит, платящий 350 долларов США за пару ботинок Church's, не получает особой выгоды, в то время как уборщик, покупающий ботинки за 25 долларов, а не за 50, сильно экономит.

Более низкие цены благодаря импорту из одного только Китая - не говоря уже об иных подобных последствиях глобализации - могут увеличивать реальные доходы американцев на 5-10 процентов. Ни одна программа социального обеспечения никогда не добивалась ничего подобного.

Третье разъяснение заключается в том, что протекционисты никогда не говорят о рабочих местах, созданных и сохраненных благодаря глобализации. Если General Motors избегнет банкротства, что кажется вероятным, то одной из важных причин этого станут прибыли, полученные от продажи автомобилей в Китай. Огромный китайский рынок и способность американских корпораций расширять и совершенствовать свою деятельность посредством разделения труда с Китаем создает в США много рабочих мест на высоком уровне в самых разных компаниях и отраслях: в компаниях Motorola и IBM, в Caterpillar и Boeing, или, например, в сельском хозяйстве.

Первая из крупных перспектив глобализации состоит в том, что открытые экономики быстрее приспосабливаются к своим конкурентным преимуществам, что позволяет им применять труд своего собственного народа. По самым последним данным, уровень безработицы в США равен 4,4 процента. Во Франции, а также в других странах с относительно защищенными экономиками, численность безработного населения практически в два раза больше, так как их рабочие заняты неподходящей им работой.

В еще большем количестве стран с защищенными экономиками, как, например, в странах Латинской Америки, уровень безработицы гораздо выше - до 40 процентов. В экономиках более открытых, чем у Соединенных Штатов - таких как в Сингапуре и Гонконге - уровень безработицы исторически ниже.

Наибольшее неравенство существует между теми семьями, в которых у кормильцев есть работа, и теми, где кормильцы безработные. Глобализация минимизирует эту проблему.

Глобализация вывела страны с общим населением около 3-х миллиардов человек из нечеловеческих условий жизни на современный уровень жизни с достаточным количеством еды, крышей над головой, одеждой вместо лохмотьев и продолжительностью жизни, превышающей 60 лет, вместо прежних 45. (В начале 1950-х годов средняя продолжительность жизни в Китае составляла 41 год, в 2005 году она была равна 72,7 года. Это самое значительное сокращение неравенства, которое случалось в истории человечества.)

В Восточной Азии это сокращение неравенства было вызвано волной экономического роста, прошедшей через Японию, Тайвань, Южную Корею, Тайланд, Малайзию и большую часть Индонезии. Она быстро распространяется по Китаю, направляется в Индию и Вьетнам, а также идет и в другие страны мира.

Самый быстрый рост наблюдается в некоторых из беднейших стран, особенно в Индии, Китае и Индонезии. Страны со средними доходами растут в целом быстрее, чем страны с высокими доходами. Другими словами, глобальное неравенство быстро сокращается.

Не удивительно, что рабочие из отраслей, в которых происходит адаптация к меняющимся условиям, жалуются на перемены. Для многих семей длительная безработица может означать уничтожение всех сбережений, потерю домов и превращение жизни в ночной кошмар. Страдания этих семей нельзя игнорировать.

Однако здравая экономика базируется на фактах, основывающихся на объективном анализе, а не на эмоциях. Иногда то, что кажется решением, основывающимся на "здравом смысле", не имеет на самом деле вообще никакого смысла, как это видно на примере аргументов протекционистов. Даже лучшие намерения могут в конечном итоге привести к худшему из возможных вариантов. Политика, предлагаемая протекционистами, резко усилит проблемы безработицы.

Америке не пойдет на пользу, если все возрастающее количество лидеров общественного мнения и избранных чиновников будут распространять преувеличенные, предвзятые взгляды на неравенство, стараясь привести нас в будущее с более медленным ростом, более высоким уровнем безработицы и более напряженной мировой обстановкой.

Вместо этого Америка и ее лидеры должны сконцентрироваться на том, как страна может использовать быстрый рост экономики для оказания пострадавшим от глобализации лицам помощи в получении образования, подготовки и возможностей в новых отраслях, чтобы они выигрывали, а не проигрывали, от глобализации.

Уильям Оуверхоулт - директор Центра азиатско-тихоокеанской политики в некоммерческой исследовательской организации RAND Corporation