Покидая холодную Москву, генеральный директор компании Royal Dutch Shell Йорун ван дер Веер (Jeroen van der Veer) может себя утешить: все могло быть намного хуже. В конце концов, он ведь увозит с собой две вещи: 4,1 миллиарда долларов (2,1 миллиарда фунтов) живых денег - а это 27,5 процента серьезного проекта, который теперь наверняка будет разрабатываться безо всяких проволочек, - а также успокаивающую мысль о том, что время пройдет, все перемелется, и для компании в России откроются весьма прибыльные возможности.
Однако на сегодняшний день все иначе: ему преподан жестокий урок реальности нынешнего русского бизнеса, а по репутации и ближайшим перспективам компании нанесен чувствительный удар.
Лучшее, что вынесла Shell из подписанных вчера договоренностей - это долгожданный вывод своего проекта из подвешенного состояния: ведь Кремль настолько серьезно нацелился на 'Сахалин-2', что уже начало казаться, что Shell придется отдать контроль над ним, вообще не получив взамен никакой существенной компенсации.
С точки зрения России, переход 'Сахалина-2' под контроль Кремля - никакая не экспроприация, а всего лишь, как выразился один высокопоставленный российский чиновник, 'восстановление справедливости'.
- Дело в том, что в российском менталитете справедливость и закон - это не одно и то же, - сказал он.
Уже несколько недель 'Газпром' активно занимался занижением стоимости проекта 'Сахалин-2', требуя скидок за превышение оператором первоначальной сметы и нанесенный им экологический ущерб. В какой-то момент в 'Газпроме' заявили, что, если принять во внимание все эти претензии, за контрольный пакет 20-миллиардного проекта компания вообще не должна ни Shell, ни двум ее японским партнерам практически ничего. Однако вчера 'Газпром' изменил свою позицию:
- Мы - цивилизованная компания и заплатим за этот пакет рыночную цену.
Щедрой указанную цену назвать сложно: она составляет примерно 4 доллара за баррель запасов в нефтяном эквиваленте. Вчера представитель Shell охарактеризовал названную сумму как 'удовлеторительную'. Теперь доля Shell в 'Сахалине-2' составляет менее 50 процентов, и у компании больше не будет возможности включать данные по проекту в свою финансовую отчетность. По цифрам запасов, которые компания должна обнародовать в наступающем году, наверняка будет нанесен мощный удар.
По подсчетам Джонатана Райта (Jonathan Wright) из Citigroup, снижение объема доказанных запасов может составить от 5 до 6 процентов - именно столько, по последним оценкам Комиссии по ценным бумагам и биржам США, составляет абсолютная цифра в 11,5 миллиарда баррелей нефтяного эквивалента. Shell уже указала, что, поскольку у нее появляется потенциальная возможность разработать еще 60 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента, фактические потери составят около 1,1 миллиарда баррелей или менее двух процентов.
Однако, отмечает Райт, есть и более важный показатель. Это объемы добычи, компании, которые до конца текущего десятилетия останутся, скорее всего, примерно на нынешнем уровне (3,5-3,6 миллиона баррелей в сутки). Еще несколько месяцев назад Shell утверждала, что к 2009 году планирует довести среднесуточный объем добычи до 3,8-4 миллионов баррелей. По словам ван дер Веера, Shell останется в России и будет 'рассматривать все возможности'.
Среди подписанных вчера документов было и так называемое 'соглашение о зоне взаимных интересов' между 'Газпромом', Shell и японскими партнерами по 'Сахалину-2', в котором, как заявили представители компаний, 'рассматриваются вопросы как возможности разведки и добычи нефти и газа на Сахалине в будущем, так и создания на основе проекта 'Сахалин-2' регионального узла транспортировки нефти и СПГ [сжиженного природного газа]'. Джейсон Кенни (Jason Kenney) из компании ING полагает, что возможности по дальнейшей разработке ресурсов этого региона, которые консорциум получает благодаря вхождению в его состав 'Газпрома', могут оказаться весьма значительными.
- Потенциальные прибыли в будущем могут оказаться фантастическими по сравнению с первоначальной прибылью, которая получается, если разрабатывать проект с нуля, - заявил он. - Доступ к дополнительным запасам газа может серьезно увеличить стоимость проекта.
Собственно, это и есть главная проблема Shell: у нее уже скопился длинный список проектов, выход которых на расчетную производительность ожидается в 2009 году или еще позже. В следующее десятилетие компания может войти с блестящими перспективами, однако для этого ее инвесторам потребуется проявить редкостное терпение.
_________________________________________
По меркам энергетических войн русский медведь выглядит белым и пушистым ("This is money", Великобритания)
Тактика насилия ("The Economist", Великобритания)
Российский газовый гигант подходит вплотную к европейскому потребителю ("The Financial Times", Великобритания)