Сегодня состоится рабочий визит Президента РФ Владимира Путина в Украину, в ходе которого состоится первое заседание украинско-русской Межгосударственной комиссии Ющенко - Путин, возглавляемой главами двух стран. Предполагается, что на заседании комиссии будет подписано несколько общих документов. Исполняющий обязанности министра иностранных дел Украины Борис Тарасюк, который по версии парламента и правительства находится в отставке, считает, что во время встречи с президентом России может быть подписано соглашение о реадмиссии. В то же время он отметил, что у двух стран остаются проблемы в согласовании делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях. Чего же следует ожидать от визита российского президента и первого заседания комиссии Ющенко - Путин? Будут ли в ходе заседания межгоскомиссии решены существующие проблемы, связанные с инвентаризацией объектов Черноморского флота, а также делимитации морских границ? Как в Москве смотрят на противостояние между Президентом и премьер-министром? Будет ли подниматься вопрос о реанимации идеи создания трехстороннего газового консорциума? Об этом в интервью российского политолога, эксперта по внешней политике России, главного редактора журнала 'Россия в глобальной политике' Федора ЛУКЬЯНОВА 'Дню'.
- Следует ли ожидать на нынешнем заседании межгосударственной комиссии Ющенко - Путин прорыва в двухсторонних отношениях? Ведь это первое заседание комиссии такого уровня с момента ее создания более года назад. Российский посол Виктор Черномырдин в интервью 'Дню' вообще заявил, что Украине оказана большая честь, поскольку это единственный случай, когда межгосударственную комиссию возглавляет сам президент Российской Федерации.
- С точки зрения улучшения атмосферы отношений, это, конечно, большое событие. Я думаю, что визит пройдет, как говорится, на высоком идейно-политическом уровне и в атмосфере взаимопонимания. Но что касается конкретных прорывов, то мне кажется, сейчас нет каких-то тем, в которых эти прорывы возможны. Слава богу, нет острых конфликтов, которые могли бы привести к чему-то подобному, что было год назад. Пожалуй, также нет каких-то долгосрочных проектов. Соответственно, это заседание следует рассматривать как восстановление более-менее нормальных рабочих отношений. А уж как дальше они будут развиваться? Я думаю, что это все будет очень извилисто и будет колебаться.
- Как в России оценивают то, что Янукович делает одни заявления и шаги, Ющенко - другие? Содействует ли это все атмосфере или улучшению российско-украинских отношений?
- У меня такое ощущение, что нынешние ваши политические события, эти какие-то постоянные трения между правительством и Президентом или внутри правительства между министрами президентскими и непрезидентскими, не привлекают слишком большого внимания в Москве. Считается, что в Украине это такая нормальная политическая рутина. Поскольку между Президентом и премьер-министром существует различие позиций, то, безусловно, Россия будет как-то стараться маневрировать. Хотя, в общем, расхождения пока не носят такого радикального характера, чтобы России надо было занимать чью-то сторону. Понятно, что с Януковичем дело иметь приятнее по соображениям менталитета и предыстории. Но, по-моему, в принципе сейчас Москву все, что происходит в Украине, вполне устраивает и мало беспокоит. Вопрос о членстве в НАТО, который очень беспокоил примерно полгода назад, когда появилась теоретическая возможность, что на Рижском саммите произойдут какие-то серьезные сдвиги, сейчас снят на какое-то время и, по-моему, перестал быть таким острым. Тем более, не только Украина, но даже Грузия никаких конкретных обещаний в Риге не получила. НАТО решила воздержаться от действий, которые смущают Россию.
- Как Путин может использовать этот визит, какие посылы или мессиджи он может сделать? Черномырдин уже предупреждает, что темпы роста торгового оборота между Россией и Украиной снижаются. Может ли Путин что-то привнести, в частности и для того, чтобы улучшить торгово-экономические отношения?
- Наверное, опять будет в какой-то форме поставлен вопрос о Едином экономическом пространстве. Но я сомневаюсь, что это станет серьезным пунктом повестки дня. Потому что это такая уже обязаловка, что ли. Как только серьезные переговоры, то сразу начинаются такие обязательные непременные рассуждения о необходимости экономической интеграции, которая всем выгодна. Но поскольку на это тут же с украинской стороны следует предложение о Зоне свободной торговли, которая России не нужна и не выгодна, то, соответственно, все на этом заканчивается. Понятно, что главная составляющая это газ. Однако, вроде бы, на ближайший период более менее определен формат взаимоотношений в этой области. И Россия в плане борьбы переключилась на Беларусь.
- А как на счет заинтересованности России к участию в газотранспортном консорциуме? Ведь Ющенко в телефонном разговоре с Меркель выразил заинтересованность вернуться к теме Меморандума, который был подписан в свое время Путиным, Кучмой и Шредером о создании газотранспортного консорциума. Выгодно ли России принять участие именно в таком трехстороннем формате, или Россия видит свое участие теперь по другому варианту?
- Вопрос второго варианта, очевидно, сейчас закрыт. Конечно, Россия хотела бы другой вариант, она хотела бы все самостоятельно делать, то есть получить гораздо большее присутствие и больший контроль в этом консорциуме. Но вряд ли это возможно при любых властях Украины. Потому что все прекрасно понимают, что это в общем основа реального суверенитета. То же самое с Беларусью. Почему обострился до предела конфликт между Минском и Москвой? Потому что Лукашенко отдает себе отчет, что 'Белтрансгаз' это основа и главный инструмент самостоятельности политики, и как только он отдаст хотя бы значительную часть трубопровода, то сразу меняется его позиция. Что же касается газотранспортного консорциума, то у меня такое ощущение, что Россия после ухода Шредера, с которым были особые доверительные отношения, сейчас как-то меньше в этом заинтересована. Кроме того, мне кажется, что в Москве преобладает впечатление, что Украина будет морочить голову этим, а все равно это затянется и ничего конкретного, реального из этого не получится, не проистечет. Кроме того, у нас сейчас с Европой, в том числе и с Германией, предстоят очень серьезные долгосрочные и тяжелые переговоры по новому соглашению о партнерстве. Наверное, Польша свое вето снимет и где-то в январе-феврале эти переговоры начнутся, как раз когда Германия будет председателем Евросоюза. В рамках этого договора должны быть сформулированы определенные условия на предстоящие годы, как, и в том числе энергетическое, сотрудничество будет осуществляться. Возможно, что в рамках этого и будет затрагиваться вопрос транзитных стран, в том числе Украины. Хотя не обязательно. Прежде всего России самой надо договориться с крупнейшими клиентами. Думаю, что они и Россия будут подключать Украину все-таки уже на следующем этапе, когда будет базовое понимание, что они будут делать.
- Как вы думаете, будет во время этого визита достигнут какой-то прогресс или продвижение по делимитации морских границ, а также инвентаризации объектов Черноморского флота и передачи навигационно-гидрографических объектов, которые, по решению Севастопольского суда, должны быть возвращены в собственность украинских властей?
- Я сомневаюсь в этом. Что касается делимитации, то это бесконечная тема. Пограничные вопросы, как показывает опыт, не только украинско-российский, но и переговоров со всеми соседями России, это очень долгая история. И чем напряженнее отношения, тем меньше шансов. А сейчас отношения менее напряженные, но все равно это такая дипломатическая рутина, которая очень долго может длиться. В конце концов, должно быть принято либо политическое волевое решение, что мы должны это решить, как было, например, с Китаем. Либо это может длиться очень долго. Благо сейчас особых конфликтов нет. С этой Тузлой все притихло. А что касается Черноморского флота, то думаю, что публично будет объявлено о том, что стороны придерживаются всех международных правовых документов. Что решать проблемные вопросы будут в духе права и уважения взаимных интересов. То есть там тоже никаких сдвигов быть не может. Понятно, что до 2017 года все будет как есть, но, наверное, через какое-то обозримое будущее Россия начнет предпринимать какие-то шаги. Хотя, я не знаю, станет ли эта тема каким-то элементом нашей избирательной кампании, которая уже началась, а в 2007 году будет в полной мере раскручена. Может стать, хотя безусловно не главной, где-то на периферии тема педалирования нашего геополитического присутствия или геополитического реванша может быть кем-то использована. В давлении на того же Путина или вообще на электорат в целом. Я не думаю, что там будут какие-то сдвиги. Опять же до того, как в России решится вопрос о власти на следующий период, каких- то серьезных изменений позиции или серьезной стратегии в ближайшие пять - десять лет, по-моему, ждать бесполезно.
Что касается возможности передачи объектов Черноморского флота, по которым имеется решение Севастопольского суда, то президенты эту проблему не решат. Потому что, во-первых, это не совсем их уровень. Во-вторых, Путин вдруг на какие-то неожиданные уступки, с какой стати пойдет, зачем. Ситуация сейчас не настолько острая, чтобы требовалось немедленной разрядки, и не настолько наоборот хорошая, чтобы стороны были заинтересованы в каких-то жестах доброй воли. Все отношения прагматические. Мы понимаем, что друг от друга как-то зависим и взаимодействуем, но будем это делать в рамках соблюдения своих интересов, как мы их понимаем. Ну и все. Я думаю, что на данном этапе ничего другого ожидать мы не можем.
N225, п'ятниця, 22 грудня 2006