Внезапная смерть Сапармурата Ниязова после 21 года безобразного правления Туркменистаном создает определенные перспективы для мирового сообщества. При Ниязове Туркменистан превратился в одного из крупнейших в мире поставщиков природного газа. В последние годы за Ашхабадом усиленно ухаживают Россия и Китай в целях обеспечения доступа к огромным запасам туркменского природного газа. Евросоюз и Соединенные Штаты Америки также проявляют все больший интерес к энергетическим ресурсам этой страны как к средству диверсификации поставок и снижения зависимости от России. Учитывая важность Туркменистана как поставщика энергии, приоритетное значение приобретает обеспечение стабильности в этой стране после смерти Ниязова. В то же время, передача власти в Туркменистане представляет собой реальную возможность для ухода от диктаторской модели политического правления, характерной для Центральной Азии, и для установления более плюралистического политического режима в этой стране. Такие перемены оказали бы столь необходимое положительное воздействие на внутреннюю ситуацию в Туркменистане, а также могли бы стать стимулом для реформ в этом регионе в целом.
Ниязов оставил после себя непростое наследие. Он пришел к власти в Туркменистане в 1985 году, когда его назначили первым секретарем республиканской компартии. Это произошло в рамках усилий Михаила Горбачева по выдвижению нового поколения руководителей в советской Средней Азии. После распада Советского Союза в 1991 году Ниязов стал президентом. Вскоре он начал перестраивать страну в соответствии с собственным видением независимого Туркменистана. Ему присвоили звание Туркменбаши, или отец все туркмен. Он принял меры по изоляции населения страны от остального мира под предлогом обеспечения 'нейтрального' статуса Туркменистана. Огромные богатства, пришедшие в страну благодаря продаже углеводородного сырья, позволили Туркменбаши осуществить ряд масштабных проектов, включая перестройку столицы и создание многочисленных памятников, возвеличивающих президента и его семью. Однако крупные государственные расходы в столице не смогли скрыть хроническую бедность и крах системы образования в остальных частях страны.
Ниязов создал политический режим, основанный на репрессиях и страхе. В последние годы жизни президента его правление стало еще более самовластным и характеризовалось чертами, свойственными абсолютным диктаторам. Власть в Туркменистане основывалась на способности президента умело применять в стране силы безопасности и свою личную идеологию. Идеология эта была изложена в 'Рухнаме' - духовном наставлении для туркмен, написанном Ниязовым. К моменту смерти Ниязова практически все важные политические фигуры были устранены - причем многих отправляли в отставку прямо на транслировавшихся по телевидению заседаниях кабинета министров.
Хотя внутренняя обстановка в Туркменистане ухудшилась, значение этой страны как поставщика энергоресурсов резко выросло. Москва в особенности прилагает массу усилий, чтобы обеспечить поставки недорогого для нее туркменского газа в интересах 'Газпрома'; а тот, в свою очередь, обеспечивает поставку дешевых энергоресурсов на внутренний российский рынок. В апреле 2006 года Пекин и Ашхабад заключили соглашение о строительстве трубопровода для поставок туркменского природного газа в испытывающий энергетический голод Китай с его быстро развивающейся экономикой. Перед смертью Ниязов проводил консультации с США о возможности прокладки трубопровода по дну Каспийского моря, а также через Афганистан до Пакистана и Индии. Во время визита в Ашхабад министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера (Frank-Walter Steinmeier) Ниязов предложил Берлину принять участие в строительстве нового газопровода для перекачки газа с недавно открытого 'супергигантского' месторождения в Европу.
Теперь, когда Ниязова не стало, у Туркменистана неясные перспективы. Очевидного наследника нет, а самовластный стиль руководства Ниязова разрушил те политические институты, которые могли бы направить страну к мирному политическому переходу.
Несмотря на значительное воздействие Ниязова на национальное самосознание туркмен, племенные и клановые связи продолжают играть в этой стране важную роль. Они могут стать важным фактором в определении политического наследника. Представители оппозиции, большей частью находящиеся в изгнании, выражают надежду, что им удастся вернуться в страну. В то же время, внимание может вновь оказаться прикованным к главным политическим заключенным, таким как бывший министр иностранных дел Борис Шихмурадов. Ведущие фигуры в туркменском правительстве, особенно заместитель премьер-министра и министр здравоохранения Бердымухаммедов (он сейчас исполняет обязанности президента), министр обороны Мамедгельдыев и даже министр иностранных дел Мередов - все они могут стать преемниками Ниязова. Когда так много поставлено на карту, зарубежный интерес к перспективам Туркменистана будет очень высок, а Москва и Пекин постараются сделать так, чтобы существующие соглашения остались в силе, а новое руководство страны было дружественным по отношению к ним.
На фоне такой неопределенности мировое сообщество должно предпринять срочные действия и единым фронтом выступить за прозрачный и демократический переход политической власти в стране. Первым шагом станут упорядоченные выборы, проводимые в соответствии с международными нормами, придерживаться которых Туркменистан обязан как страна-член Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, причем их проведение должно осуществляться под наблюдением Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ. Однако международное сообщество должно пойти дальше, не ограничиваясь выборами. Оно обязано работать с новым руководством в целях создания в Туркменистане правового государства и подлинного политического плюрализма.
Евросоюз просигналил, что воспользуется предстоящим председательством Германии в ЕС в целях разработки стратегических подходов к странам Центральной Азии. Взаимодействие с новыми властями Ашхабада в рамках продвижения серьезных реформ должно стать частью такой стратегии. Недавно назначенный спецпредставитель ЕС в Центральной Азии обязан взять на себя инициативу в немедленном начале диалога с переходным правительством в Ашхабаде. Диалог этот должен быть направлен на обеспечение демократических выборов, освобождение политзаключенных и открытие страны для внешнего мира.
ЕС и США в партнерстве с ОБСЕ и ООН должны продемонстрировать свою приверженность развитию масштабного и долгосрочного партнерства с Туркменистаном в деле укрепления экономической, социальной и политической системы страны, неуклонного прогресса в области прав человека, власти закона, свободы средств массовой информации и политического плюрализма. России и Китаю следует разделить обязательства мирового сообщества по строительству стабильного и открытого Туркменистана, закрепив за ним, таким образом, роль предсказуемого и надежного поставщика энергоресурсов.
Туркменистан - не единственная страна Центральной Азии, переживающая авторитарное правление. Соседний Узбекистан является одним из самых репрессивных режимов в мире. А поскольку другие страны региона, особенно Казахстан, стремятся к созданию новых взаимоотношений с Западом, прогресс в Туркменистане поможет еще больше изолировать слабеющие режимы самых худших в Центральной Азии диктаторов.
Автор статьи является старшим научным сотрудником Центра исследований европейской политики.
_____________________________________
Что будет после тирана? ("The Washington Post", США)
Великий диктатор ("The Times", Великобритания)