В январе 2006 года 'Газпром' перекрыл поставки газа на Украину, чем вызвал панику в странах бывшего советского блока и кратковременные перебои с поставками газа в Италию. Этот варварский коммерческий поступок был тревожным сигналом. Россия президента Путина готова на все, чтобы обуздать зависящих от нее клиентов, и она, не задумываясь, станет использовать энергоносители в качестве оружия для защиты своих геополитических и коммерческих интересов.
Европа, которая в настоящее время импортирует 48 процентов своего газа из России, а к 2030 году этот объем составит 80 процентов, считает, что Россия уже перешла от слов к делу, хотя она до сих пор строго выполняла все взятые на себя обязательства, даже в самый разгар 'холодной войны'. Весь этот год Еврокомиссия пыталась заключить с Москвой соглашение, которое защитило бы ее газовые контракты от произвола и силовых методов. Тщетно. Москве наплевать на право, и она не собирается подписывать Энергетическую хартию.
Но самая важная и серьезная проблема редко подвергается публичному обсуждению, о ней нечасто пишут в СМИ: 'Газпром', крупнейшая газовая компания в мире, к 2010 году может столкнуться с дефицитом газа! По оценкам многих экспертов, в том числе Алана Рили (Alan Riley) и независимого российского экономиста Владимира Милова, в 2009-2010-х годах дефицит газа 'Газпрома' составит от 100 до 150 миллиардов кубометров, что равняется объему его настоящих поставок странам Европы. Это противоречит образу предприятия-миллиардера, которое скупает любые доступные газораспределительные предприятия и подписывает контракт за контрактом с Германией, Италией и, совсем недавно, с Францией. 'Газпром' продает красивые обещания, но производственная реальность совсем другое дело. Начиная с 2000 года, производство 'Газпрома' стагнирует. Его три основные сибирских месторождения скоро иссякнут. Производство на новых месторождениях (Ямальское, Штокмановское, Сахалинское), запасы которых огромны, не успеет своевременно покрыть дефицит газа российского гиганта.
Международное агентство по энергетике (МАЭ) за свой счет произвело независимую экспертную оценку и упорно настаивает на том, что Россия физически не сможет выполнить условия контрактов. Зажатый в угол, 'Газпром' изо всех сил пытается выкачать максимальное количество газа из месторождений бывших советских республик в Центральной Азии, что все больше и больше идет вразрез с интересами американцев и турок, которые пытаются найти альтернативу газопроводной сети бывшей советской империи. Ситуация с поставками 'Газпрома' является настолько напряженной, что в феврале и летом 2006 года уже наблюдались перебои с газом! Электростанции были вынуждены закупать уголь или мазут, чтобы не прекращать работу.
Этот экономический хаос повторится и в 2007 году. Ведь 'Газпром' инвестировал в газ сущие копейки. Гигант тратит свои колоссальные доходы от экспортных поставок на покупку строительных предприятий и диверсификацию своей деятельности в области производства нефти по требованию президента Путина. Таким образом, с 2000 года объем инвестиций 'Газпрома' в газодобычу составил всего лишь пятнадцать миллиардов долларов. . . 'Total' столько вкладывает за год. Но 'Газпром' не переживает по этому поводу. Газовый монополист не заинтересован в инвестициях: государство навязывает ему цены продажи на внутреннем рынке ниже себестоимости, это правило не действует по ту сторону границ, где 'Газпром' покупает один за другим трубопроводы бывшей империи и сразу же удваивает цены.
В действительности потребляемый Европой газ является результатом грабежа бывших советских центральноазиатских республик. Не удивительно, что представители Еврокомиссии уже много месяцев усиленно путешествуют в поисках альтернативных источников, которые смогут гарантировать безопасность снабжения.
С виду, однако, дела идут хорошо. Германия, Италия и, с недавнего времени, Франция возобновили свои контракты на закупку энергоносителей с Россией. Эта двусторонняя стратегия не только ослабляет позиции Евросоюза, но также подрывает устои либерализованного рынка, которые предписывают заключение долгосрочных контрактов. Компании EON, ENI и 'Gaz de France' подписали соглашения на бумаге, но им не предоставили реальных гарантий на поставку указанных в контрактах объемов. Владимир Милов, президент Института энергетической политики в Москве и бывший председатель Федеральной энергетической комиссии России (аналог комиссии по конкуренции в области энергетики) считает, что крупные европейские страны лишь играют на руку российской газовой монополии и с каждым днем все более способствуют усилению бесхозяйственности, которая таит в себе прямую угрозу Европе.
К счастью, решение по дезактивации российской бомбы существует. Оно состоит в увеличении объемов поставок из Алжира, проведении переговоров с Египтом и развитии инфраструктуры, позволяющей импортировать сжиженный природный газ (СПГ). Именно этот путь выбрали Великобритания и Испания. СПГ позволяет использовать залежи газа в любых уголках планеты и противостоять шантажу, к которому прибегают некоторые производители.
Ну и, наконец, лучший способ защиты лежит в области экономики. Газовая отрасль настолько нуждается в рабочей силе, технологиях и капиталах (более чем нефтяная промышленность), что Москва и Иран в скором времени будут вынуждены признать, что им необходима помощь их будущих клиентов. По словам Алана Рили, 'Европа зависит от российского газа, но зависимость российской газовой промышленности от Европы намного серьезнее'. По мнению Владимира Милова, стратегия Кремля обречена на провал, лишь законы конкуренции и рынка позволят в равной мере защитить интересы России и Европы. Он прав. Но в вопросах энергетики к мнению экономистов прислушиваются редко.
_________________________________________
Российский газовый гигант борется против негатива ("The Washington Post", США)
Новое секретное оружие Путина ("This is money", Великобритания)
Уничтожьте 'Газпром'! ("Financial Times Deutschland", Германия)