Газ, бьющий ключом в России и граничащих с ней небольших республиках, превратился в главный фактор стратегии европейской и западной политики. Или, в более жестких выражениях, газ стал инструментом влияния, который объясняет как растущую способность Владимира Путина к разубеждению, так и благоденствие таких диктаторов как лидер Туркменистана Сапармурат Ниязов, недавняя смерть которого становится источником проблемы вызывающего беспокойство масштаба. Если вы в этом сомневаетесь, обратите внимание на последние действия российского газового гиганта 'Газпром', который только что заполучил мажоритарный контроль над проектом 'Сахалин-2', прежде 55% акций в нем принадлежали англо-голландской компании Royal Dutch/Shell. Эта ситуация выглядит как насильственное вытеснение, которому предшествовало несколько месяцев угроз.
'Сахалин-2' - это 150 миллионов тонн нефти и 500 миллиардов кубометров природного газа; проект включает в себя строительство завода по сжижению газа, который должен вступить в действие в 2008 году и начать поставлять свою продукцию в Японию.
Случай с Туркменистаном демонстрирует природу разворачивающейся борьбы. Самый главный вопрос, возникающий в настоящее время у западных потребителей, заключается в следующем: кто и на каких условиях сменит на посту экстравагантного деспота Ниязова и будет ли гарантирована спокойная преемственность поставок газа со стороны государства, благодаря этому экспорту ежегодно получающего 2 миллиарда долларов. Просматривающаяся в этой бывшей советской среднеазиатской республике, которая оказалась под властью беспощадной средневековой тирании, перспектива политической нестабильности настолько беспокоит Россию, Китай и Соединенные Штаты - трех наиболее значимых игроков в регионе, - что они готовы беззастенчиво обхаживать новое руководство страны, занимающей пятое место в мире по объему разведанных запасов природного газа. Любые перебои с поставками из Туркменистана в Европу через территорию России поставят под угрозу энергетическую безопасность континента, еще не забывшего ту ситуацию неопределенности, которая сложилась зимой из-за (проблем) с российскими поставками.
Не станет преувеличением утверждать, что в краткосрочной перспективе положение европейской политики будет излишне зависеть от поставляемого из России и бывших советских республик природного газа, со всеми вытекающими из этого последствиями. Европа окажется в зависимости от объемов (поставок) и цен, которые будут определяться отнюдь не условиями рынка, а, в значительной степени, станут следствием немотивированных, а, в некоторых случаях, и параноидальных решений. Один из возможных вариантов выхода из этой ситуации - на настоящий момент вряд ли реализуемый - снижение зависимости от поставок газа из этого региона. Другой - более вероятный при наличии необходимой политической воли - заключается в координации усилий, интересов и объемов спроса в рамках общего энергетического рынка.
__________________________________________________
Новая угроза Европе ("The Washington Post", США)